Доклад на городскую конференцию Осознанное отцовство


Отец- это звучит гордо!
МБОУ «СОШ №21» Классный руководитель 6г класса: Кукуева Кема Алексеевна
Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть Вас сегодня в стенах нашей школы. Нам очень приятно, что в Вашем занятом графике нашлось время для общения с нами. Свое выступление хотела бы начать с эпиграфа: Любого работника - от сторожа до министра - можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
Василий Сухомлинский
Любое государство, каким бы оно успешным ни казалось, не сможет развиваться если в нем недооценивают значения семьи и ее главы- отца. Хорошее отцовское воспитание- когда твой сын становится тебе другом, и это дорогого стоит. Дети всегда будут копировать своих родителей. Главное- чтобы пример для такого подражания был достойный.
Мы часто спорим со своими близкими, как нужно любить и воспитывать ребенка. Но мы забываем о том, что мать любит ребенка именно материнской любовью, а отец - отцовской любовью. Отец любит ребенка требовательной любовью: он оценивает своего ребенка и стремится выразить ему свое справедливое отношение. Можно сказать, что отец любит ребенка в соответствии с заслугами и успехами последнего. Отец формирует в ребенке такие качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость, смелость, чувство долга, способность адекватно оценивать свои поступки. Отец в семье дает определенный образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка. Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком.    ОТЕЦ, вкладывай в ребенка ... и результат не заставит ждать!        Как бы мать не любила своего ребенка, она не сможет полностью заменить ему отца, особенно для сына, действует на них лаской, добротой. Мать играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. Мать не знает специфики мужской жизни и не может знать, поскольку она женщина. Поэтому она не может передать сыну жизненное значение как быть мужчиной. Это может сделать только отец или другой мужчина.Если отец принимает участие в воспитании, сын с ранних лет получает возможность подражать отцу и тем самым учиться быть мужчиной. Те мальчики, которые по тем или иным причинам не имеют такой возможности испытывают проблемы формирования своего внутреннего образа мужчины. Они вынуждены либо искать на стороне мужской образец для подражания, либо учиться всю жизнь быть мужчиной. При этом положительную роль в воспитании имеет сильный и доминантный отец, но не отец грубый, жесткий и директивный. В первом случае «строгий, но справедливый» отец закладывает в своего сына положительное принятие своего пола. Мальчик гордится: «Я - мужчина!». Во втором случае, когда сына воспитывает отец - самодур, возможны ситуации либо полного подавления отцом воли своего сына, либо возникновение отношений конфронтации между ними. И здесь мальчик усваивает следующее: «Мужчина - это тот, кому нужно подчиняться или тот, с которым нужно бороться». Впоследствии такой ребенок будет либо не принимать свое мужское начало, либо бороться с самим собой (своей мужской сущностью). Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других проявляют агрессивность и грубость.
Итак, с целью развития ребенка по мужскому типу, необходимо широкое и продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, совместные с отцом занятия, прогулки, посещения культурных мероприятий. Желательно, чтобы именно отец давал свою оценку и высказывал свое мнение относительно важных и значимых для ребенка ситуаций. Важно решение проблем, которые возникают у ребенка, обсуждать с сыном и отцом совместно, чтобы мальчик осваивал именно мужские формы поведения и способы решения проблем.
Не меньшее влияние оказывает отец на развитие девочки. Ученые доказывают наличие потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей. Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.Педагоги и психологи не устают повторять, что идеальные условия для развития ребенка создаются только благодаря сочетанию и материнской, и отцовской любви. Вот что сказал по этому поводу известный американский психолог Эрих Фромм: «Мать - это дом, из которого мы уходим, а отец - это тот, кто помогает ребенку узнавать дорогу в мир». Общение с папой дает ребенку ощущение праздника. И так происходит вовсе не потому (как любят иногда объяснять это явление женщины), что отцы проводят с детьми мало времени. Дело в том, что папа представляет иной полюс человеческой жизни, нежели мама.
Образ матери олицетворяет дом, в котором существует ребенок. А образ отца связан со всем, что вокруг этого дома. Отец - это мир приключений, мир вещей, созданных человеческими руками, мир мыслей и открытий. Материнская любовь дает ребенку чувство безопасности, отцовская - помогает ему ориентироваться в жизни.
Дорогие папы, как видите, вы очень важны и нужны для того, чтобы дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми. Отец… это звучит гордо!
Всех дороже Отцы, не покидайте сыновей! Не унижайте их подарком к дате... Всё можно изменить в судьбе своей, Но только сыновей не покидайте. Пока малы, за них в ответе мать — От первых слёз и до вечерней сказки. Но как потом им будет не хватать Мужской поддержки и отцовской ласки. Им непременно надо подражать Своим отцам — на то они и дети. Родную руку молча подержать, Уйти с отцом рыбачить на рассвете. Обида вас настигнет иль любовь — Не уходите... Вы им всех дороже. Ведь в жилах сыновей — отцова кровь. И заменить её уже никто не сможет. (А. Дементьев) Всем ПАПАМ (притча)
Бог взял силу гор, величие деревьев,
Тепло летнего солнца, спокойствие тихого моря,
Щедрую душу природы, утешительные руки ночи,
Мудрость веков, власть полета орла,
Радость утра весной, веру в горчичное зерно,
Терпение вечности, глубину необходимости семьи.
Тогда Бог объединил эти качества, когда нечего больше
было добавить,
Он знал, его шедевр завершен,
И вот, Он назвал его… ПАПА.
Ситуация 1
         Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
         Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки.
Ситуация 2
Дочь вернулась домой со школы и говорит, что ненавидит школу и больше не хочет там учиться. Реакции папы: «Что ж с того, что тебе не нравится ходить в школу? Я в детстве её тоже ненавидел. Но ты должна идти».
Вопросы: Прав ли отец, который говорит своей дочке такие слова?
 Ситуация 3
 Однажды на семейное торжество Петровы пригласили сослуживцев отца. Был среди приглашенных и Фарафонов. В самом разгаре вечера Фарафонов подошел к маленькому Васе, начал задавать обычные в таких случаях вопросы, но малыш наотрез отказался отвечать.
· Я не буду с тобой разговаривать.
· Это почему же?
· Потому что ты Фарафонов.
· Ну и что?
· Ты дурак и папе мешаешь работать.
Конечно, вечер был испорчен и для отца, и для Фарафонова, но больше всех пострадал Вася. Отец уволок его в другую комнату, стал бить ремнем, и мальчик, всхлипывая, повторял только: Ты же сам так говорил!
Вопросы: Что, на ваш взгляд, послужило причиной такого высказывания ребенка? Следует ли при ребенке вести разговоры, касающиеся проблем взрослых? К какому воздействию можно отнести аналогичные разговоры взрослых: к стихийным или целенаправленным? Какие чувства пережил ребенок и как это сказалось на его психическом и нравственном развитии?
 
Ситуация 4
Коля вбежал в дом, схватил коробочку и собрался уйти, но отец сказал:
Хватит гулять, уже поздно. –Я, на минуточку, - попросил мальчик, - только отдам Феде коробочку и вернусь.
· Обождет твой Федя до завтра, ничего не случится.
· Я обещал. Все равно пойду! - плачет ребенок и бежит к двери. Отец останавливает его, схватив за руку.
Вопросы: Какие чувства испытывает мальчик, а какие отец? Предложите варианты выхода из ситуации.
Проблемная педагогическая ситуация.
Направление: взаимодействие школы и семьи.
Ситуация 1. Домашнее задание и позиция родителей.
Описание. Ребёнок пошел учиться в школу. Ему задали домашнее задание. Он просит помощи у родителей. Реакция мамы отрицательная. Папа на просьбу сына не реагирует. Мало того мама жалуется на сына отцу: «Тагир, наверное, совершенный «тупица». Он требует, чтобы я помогала ему делать уроки. Но я не могу заниматься всякой ерундой! У меня масса работы по дому. Кроме того, я и не смогу помочь – я ведь не учитель, чтобы объяснить ему урок!»
Оценка. Родители демонстрирует ребёнку свое слабоволие, неуверенность в себе и нежелание участвовать в процессе подготовке домашнего задания. Может это еще и не осознается ребёнком в полной мере, но он способен это почувствовать.
Прогнозирование. Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой учёбе, ни о каком домашнем задании речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к родителям. Такое открытое нежелание помочь сыну неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении ребёнка к своим родителям.
Основные действия при обнаружении проблемы. Вам вовсе не нужно быть учителем. И совсем не обязательно долго и много учиться, чтобы помогать ребёнку делать уроки. Ваша задача – создать в доме атмосферу, в которой ребёнок сможет охотно учиться. Не принижайте значение школы. Дайте ребёнку понять, что приготовление уроков – его обязанность. Запомните: ни один родитель не должен делать уроки за ребёнка! Нужно помочь ребёнку сделать домашнее задание самостоятельно. Только это важно! Совсем нетрудно проявить интерес к тому, что изучает ребёнок в школе, и даже поучиться самому, если это необходимо. Ребёнок ждёт от вас совсем немного – лишь уверенности, что любая задача разрешима. Большинство взрослых могут помочь детям выполнить урок самостоятельно. Дорогие родители! Дайте своему чаду почувствовать, что вы постоянно рядом. Никогда, никогда не говорите «отстань!» и «не надоедай!»
Пример решения педагогической ситуации. Не бойтесь сказать ребёнку, что вам необходимо освежить свои знания в математике или английском. Ребёнок поймёт, что вы хотите помочь ему, и оценит это. Если вы всё – таки не знаете решения, ваш сын непременно постарается решить эту задачу сам и делать это будет с удовольствием.
Правильный путь. В данной ситуации мама должна была сказать: «Тагир с трудом делает уроки. Когда он не понимает задания, то просит меня помочь. И я ему помогаю. А он старается, так как знает, что меня интересуют его школьные дела. Иногда, конечно, довольно сложно помогать ему делать уроки. Но я делаю всё, что могу, хотя бы просто сижу и думаю вместе с ним. Это всё – таки ему немного помогает готовиться к занятиям».
Ситуация 2. Нужно ли заставлять ребёнка ходить в ненавистную школу?
Описание. Дочь вернулась домой со школы и говорит, что ненавидит школу и больше не хочет там учиться. Реакции папы: «Что ж с того, что тебе не нравится ходить в школу? Я в детстве её тоже ненавидел. Но ты должна идти».
Оценка. Папа отвечает ребёнку, даже не спросив причины нелюбви к школе, что ещё больше усугубляет ситуацию. Мало того, он отзывается о школе плохо, принижает значение учёбы и вспоминает о своём отрицательном отношении к школе в детстве. Как неправ отец, который говорит своей дочке такие слова!
Прогнозирование. Конфликт может перерасти в большие неприятности в будущем. Неприязненные отношения с учителями также могут плохо отразиться на ребёнке.
Основные действия при обнаружении проблемы. Нежелание ходить в школу не бывает беспричинным. Постарайтесь установить эти причины и тогда вам будет намного легче помочь ребёнку полюбить школу. Не кричит ли учительница на вашего ребёнка? Может быть, ему трудно дается какой – то определённый предмет? Не смеются ли другие дети над ним? Может быть, ваш ребёнок постоянно теряет вещи? Не переполнен ли транспорт, идущий к школе? Может быть, ребёнок не высыпается и ему трудно утром вставать?
Пример решения педагогической ситуации. Совершенно необходимо, чтобы родители иногда заходили в школу и доверительно беседовали с учителями. Не всегда это просто. Порой родители обвиняют преподавателей и школьную администрацию в проблемах своих детей. Необходимо создать атмосферу, побуждающую ребёнка учиться в школе с интересом.
Правильный путь. Папа должен объяснить значение учёбы и поговорить по душам, чтобы узнать, почему ей так не нравится в школе. Должна же быть, какая – то причина. И еще надо поговорить с её учительницей.
Ситуация 3. Время идти в школу. Ребёнок постоянно теряет вещи в школе. Что делать?
Описание. Мама отправляя сына в школу кричит ему в след: «Ты забыл свой портфель!...Ты такой безалаберный!... Не забудь съесть завтрак! Не лезь в драку! Только, пожалуйста, ничего не теряй».
Оценка. Мама постоянно напоминает сыну о том, что он безалаберный и постоянно теряет вещи. Но это совершенно не исправит ситуацию, если мама не научит ребёнка следить за своими вещами и нести за них ответственность.
Прогнозирование. Частое высмеивание, напоминание ребенку, что он безалаберный и теряет свои вещи может привести к «замыканию». Ведь – это пытка не только для родителей, но и для него самого!
Основные действия при обнаружении проблемы. Как бороться? 1.Выделить причину.2.Придумать массу всяких способов, облегчающих жизнь «Потеряшки». Например, ручка, карандаш – только по одному экземпляру. За одной ручкой следить легче, чем за двумя. Не покупать дорогих вещей (спортивная форма, сменная обувь). Чем проще будут эти вещи, тем меньше и вы и ребёнок расстроитесь. Класть листочек с домашним телефоном (жетон, бирку, нашивку). Есть шанс, что потерянную вещь вам вернут. Составить минимальный список «самых важных» вещей, о которых нужно помнить, выходя из дома (из школы). Для моего сына это: ключи от дома, проездной, сменная обувь, форма для танцев или бассейна (по расписанию). Обычно, такой мини-список не превышает 3-5 предметов и если заучить его, то проверка боевой готовности перед выходом из дома или из школы будет очень быстрой и действенной. 3.И наконец, не высмеивайте и не пилите ребёнка, если он всё теряет. Подумайте, что будет лет через 30. Он повзрослеет и научиться следить за своими вещами, а вот вы состаритесь и вам это делать будет значительно сложнее.
Пример решения педагогической ситуации. Наклейте этикетки на вещи своего ребёнка с его именем. Во-первых, вещи не уникальны, так что не исключено, что вещи вашего ребёнка мог взять кто-то другой, просто спутав их. Во-вторых, помеченную вещь легче найти и вернуть. Конечно же, ребёнок будет терять вещи. Даже мы, взрослые время от времени что-то теряем и забываем. Поэтому вместо того, чтобы ругать ребёнка, лучше помогите ему справиться с проблемой, научите следить за своими вещами, быть более ответственным.
Правильный путь. Как дети ненавидят эти напоминания и предостережения! Они абсолютно бесполезны и только выводят детей из себя. Ни в коем случае не читайте им нравоучений. Отправляя в школу, лучше пожелайте успехов и удачного дня, сказав: «Жду твоего возвращения» и ничего больше.
Ситуация 4. Они ищут у родителей сочувствия.
Описание. Сын возвращается домой со школы и говорит маме: «Мой учитель бранит меня и называет дураком при всём классе!». На что мама ему отвечает: «А почему же ты плохо учишься? Учитель вряд ли неправ. Я тоже думаю, что ты болван!»
Оценка. Случай с ребёнком вполне обычен, и мама вела себя неправильно. А ситуация эта непростая. Учитель определенно был неправ, накричав на мальчика при всём классе. Мама же поддержала слова учителя, назвав сына «болваном». Учитель при всём классе обозвал и оскорбил ребёнка. Сын же в свою очередь искал сочувствия у мамы. Эта ситуация не преувеличение. В нашей жизни такие ситуации нередки. Насмешки, которыми мы иногда осыпаем детей, подобны отравленным стрелам. Сарказм наносит нашим детям такой же вред, как стрелы африканских пигмеев их врагам. Мы можем как угодно обзывать неодушевлённые предметы, - и ничего не случиться. Но подобное отношение к ребёнку вызывает лишь обиду и негодование. Даже самый нечувствительный из них тотчас начнёт вырабатывать план страшной мести.
Прогнозирование. Если не разрешить проблему, то у ребёнка появится отвращение не только к предмету, который преподаёт эта учительница, но и к школе. У него появится страх и неуверенность в себе. Не найдя поддержки в глазах свои родителей, ребёнок может стать замкнутым и необщительным. Ребёнок может потерять безопасность и доверие к маме, на поддержку которой он всегда рассчитывал. Если ребёнку дома и в школе постоянно твердят, что он тугодум, он постепенно начинает в это верить и будет думать, что действительно глуп, примирившись с этим. Стараться он вообще перестанет, руководствуясь поговоркой: кто ничего не делает, тот не ошибается. А чтобы избежать насмешек, откажется от ответов на уроке.
Основные действия при обнаружении проблемы. Не боятся проявить необходимую в данном случае твердость и поговорить с учителем о недопустимости подобной ситуации. Конечно, кричащий педагог – неприятно, но это даст прекрасный жизненный опыт. Мы ведь готовим детей к жизни в реальном мире, а не в сказке. Составить жалобы в вышестоящие инстанции вы всегда успеете. Нужно постараться наладить контакт с учителем.
Пример решения педагогической ситуации. Конечно, замечание учителя очень расстроило мальчика. Но мама должна доказать сыну, что она – его щит, его крепость. И это придало бы сыну уверенности в себе.
Правильный путь. На жалобу сына маме следовало ответить так: «Я думаю, учитель был неправ, когда ругал тебя перед классом. Наверное, он встал не с той ноги! Он просто неправильно оценил ситуацию. Учителя тоже иногда ошибаются!»
Ситуация 5.Школьные проблемы.
Описание. Сын приходит домой со школы и говорит: «Папа! У меня нет способностей к геометрии!» Отец отвечает: «Ах ты, бездарь, глупый ребёнок! Просто удивительно, что у тебя есть голова на плечах! Странно, что ты до сих пор её не потерял! Весь в маму. Я не удивлюсь, если тебя не возьмут в армию и ты окажешься умственно отсталым. Смотри твоему однокласснику ещё нет 12, а он уже в республиканских олимпиадах призовые места занимает ».
Оценка. Сын получил плохую отметку по геометрии. Папа мало того, что высказывает своё недовольство, но и сравнивает его с мамой и другими детьми.
Прогнозирование. Хорошие оценки – повод для гордости родителей и учителей, шанс успешно поступить в ВУЗ и обеспечить удачный старт в будущее. Но отнюдь не все дети показывают блестящие результаты, одни носят двойки с первого класса, другие – с четвертого, третьи – скатываются в неуспеваемость. Родительская ругань не помогает детям лучше учиться, а лишь вселяет неуверенность в себе и отвращение к учебе.
Основные действия при обнаружении проблемы. Прежде всего следует знать, что успехи в освоении школьной программы – не показатель будущей успешности или таланта человека. Причин, ведущих к плохой успеваемости, очень много. Долг родителей – выяснить, что именно мешает сыну или дочери нормально учиться и постараться устранить помеху. Заставить ребенка хорошо учиться практически невозможно – «выбитые» и «выплаканные» пятерки тут же превратятся в плохие оценки, стоит лишь родителям снизить контроль. Однако вытащить ребенка из двоек вполне реально – даже строгие учителя снисходительны к старательным и трудолюбивым ученикам. Для начала поговорите с ребенком начистоту, объясните ему, зачем именно необходимы хорошие оценки и серьёзные знания, где они пригодятся и для чего. Будьте честны с сыном или дочерью – это поможет. Объясните, зачем нужны те или иные предметы, для чего будущему космонавту неправильные глаголы, а будущей модели формула H2O. Скажите, что любите своего мальчика или девочку, верите в них, гордитесь их успехами. Отмечайте каждое достижение, хвалите за каждую хорошую оценку, выдавайте положительное подкрепление и старайтесь избегать наказаний, отрицательных подкреплений, фиксирующих негативное восприятие.Пример решения педагогической ситуации. Мудрый папа не скажет сыну, что отметка могла бы быть получше, если бы сын больше занимался. Он понимает, что замечание пошатнёт уверенность сына. Вместо этого отец скажет, что верит в него, и что в следующий раз сын наверняка справится с задачами. Нет обвинений и сравнений, нет критики – только понимание. Хорошее отношение и доверие отца заставят сына сделать всё возможное, чтобы поддержать эту веру.
Правильный путь. Папе следовало ответить так: «Геометрия – непростой предмет. Я знаю, что ты стараешься, но некоторые задачи действительно очень трудно решаются».
Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу - общественных людей, государству - граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить своих детей и воспитывать их самому.Руссо Жан-Жак
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.Карамзин
        Мы часто спорим со своими близкими, как нужно любить и воспитывать ребенка. Но мы забываем о том, что мать любит ребенка именно материнской любовью, а отец - отцовской любовью.        Отец любит ребенка требовательной любовью: он оценивает своего ребенка и стремится выразить ему свое справедливое отношение. Можно сказать, что отец любит ребенка в соответствии с заслугами и успехами последнего. Отец формирует в ребенке такие качества, как ответственность, способность адекватно оценивать свои поступки, чувство долга.       ОТЕЦ, вкладывай в ребенка ... и результат не заставит ждать!        Как бы мать не любила своего ребенка, она не сможет полностью заменить ему отца, особенно для сына. Мать не знает специфики мужской жизни и не может знать, поскольку она женщина. Поэтому она не может передать сыну жизненное значение как быть мужчиной. Это может сделать только отец или другой мужчина.Если отец принимает участие в воспитании, сын с ранних лет получает возможность подражать отцу и тем самым учиться быть мужчиной. Те мальчики, которые по тем или иным причинам не имеют такой возможности испытывают проблемы формирования своего внутреннего образа мужчины. Они вынуждены либо искать на стороне мужской образец для подражания, либо учиться всю жизнь быть мужчиной. При этом положительную роль в воспитании имеет сильный и доминантный отец, но не отец грубый, жесткий и директивный. В первом случае «строгий, но справедливый» отец закладывает в своего сына положительное принятие своего пола. Мальчик гордится: «Я - мужчина!». Во втором случае, когда сына воспитывает отец - самодур, возможны ситуации либо полного подавления отцом воли своего сына, либо возникновение отношений конфронтации между ними. И здесь мальчик усваивает следующее: «Мужчина - это тот, кому нужно подчиняться или тот, с которым нужно бороться». Впоследствие такой ребенок будет либо не принимать свое мужское начало, либо бороться с самим собой (своей мужской сущностью).       Итак, с целью развития ребенка по мужскому типу, необходимо широкое и продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, совместные с отцом занятия, прогулки, посещения культурных мероприятий. Желательно, чтобы именно отец давал свою оценку и высказывал свое мнение относительно важных и значимых для ребенка ситуаций. Важно решение проблем, которые возникают у ребенка, обсуждать с сыном и отцом совместно, чтобы мальчик осваивал именно мужские формы поведения и способы решения проблем.       Если же ребенок будет воспитываться только отцом, то став взрослым, он может испытывать дефицит человеческого тепла и эмоциональной поддержки.Мать любит своего ребенка не за что-то, а просто потому, что он - ее ребенок, близкий и родной человек. Она любит ребенка не только тогда, когда он совершает хорошие поступки и достигает успехов, но и тогда, когда он ошибается и неуспешен, делает что-то не совсем хорошо и правильно, даже и тогда, когда он проявляет негативные стороны своего характера.        Таким образом, мать обеспечивает эмоциональную поддержку ребенку.Если ребенок будет получать только материнскую любовь, с большей долей вероятности можно предполагать, что он будет испытывать проблемы социального взросления и даже будучи фактически (по возрасту) взрослым человеком, будет проявлять черты незрелости и инфантилизма.       Влияние отца на воспитание детей имеет огромное значение: • Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным. Разумеется, нужно всегда помнить что отцовские запреты положительно действуют только на фоне отцовской любви.• Если в семье активный и доминирующий отец, то дети чувствуют поддержку и защиту и вырастают сильными и уверенными в себе людьми.• Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на формировании чувства безопасности ребенка, уверенности в себе.• Если отец принимает участие в воспитании, сын с ранних лет получает возможность подражать отцу и тем самым учится быть мужчиной.• На примере отца ребенок получает опыт реальных отношений с женщиной. В будущем это формирует отношение мужчины к женщине.• На примере отца у мальчика формируются и закрепляются социальные качества: чувство долга, ответственности, общительности, способности к волевым усилиям.• Любовь отца даёт девочке уверенность в своей женской привлекательности, отец формирует в своей дочери уверенность в себе как в женщине.• Установка на стабильную семью формируется у детей, в семьях в которых родители смогли также создать стабильную семью, основанную на любви отца к матери.• Чувство долга и ответственности перед своей семьёй и детьми формируется у дочери именно отцом.• Главное для отца признать у детей какие-то заслуги.       Материнская и отцовская ЛЮБОВЬ - два разных типа отношения к ребенку, но ребенок одновременно нуждается как в материнской, так и в отцовской любви. Автор-составитель: С.А. Капуста - педагог-психолог отдела научно-методического обеспечения и информации Бюджетного учреждения Омской области «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи»  с.Знаменское Знаменского района Омской области.