Родительское собрание Первый раз в пятый класс!

МБОУ Горковская СОШ






Выступление на родительском собрании
5 класса 09.09.16 на тему:
«Первый раз в пятый класс!
Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»
педагога-психолога А.В. Чекановой










2016-2017 учебный год


Цели
расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;
раскрыть понятие “ школьная адаптация”;
привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;
повысить уровень педагогической культуры родителей.
Выступление
В настоящее время без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в образовательном учреждении становится невозможным. Оказание действенной психологической помощи обучающимся в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Сегодня мы с Вами поговорим об адаптации. Переход из начального звена в среднее считается наиболее сложной педагогической проблемой, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
А что же такое адаптация?
Адаптация (приспособление к среде) – социально-психологический процесс, который ведёт к состоянию адаптированности, выражающемуся в способности личности без длительных и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои потребности, переживать чувство самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Выделяют два основных вида адаптации:
Физиологическая адаптация (в процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам, новому режиму и темпу жизни в пятом классе).
Социально-психологическая адаптация (личность активно приспосабливается к новому социальному окружению, принимает групповые нормы и ценности нового для него коллектива, входит в его ролевую статусную структуру).

Трудности школьной жизни пятиклассника.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель – учителя-предметники”. Так же, затруднить адаптацию детей к средней школе может необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Есть дети, которые перешли из другой школы, и им нужно приспосабливаться не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.
Меняется социальная ситуация развития. Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младших школьников связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Несмотря на большое количество исследований, пока нет единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества. Д.Б.Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И.Фельдштейн – общественно полезную деятельность, В.В.Давыдов – общественно значимую деятельность. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а с многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). Все это определяет совсем иную их позицию по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.
Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых, делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчая их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь. На первой стадии развития подростков (10-11 лет) они принимают себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт.
У обучающихся меняются мотивы – у подростков 10-11 лет мотивы труда занимают половину побудительной сферы их личности, 23,3% - относятся к индивидуально-общественным мотивам (самоутверждение, но не корыстолюбие), 13,3 - - индивидуалистические мотивы (ориентированы на извлечение из труда только личной выгоды).
У подростков меняются собенности личности. Изменения заключаются в том, что в этот период начинает проявляться самостоятельность. Обучающиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.
Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель уже не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять место в коллективе сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
У части учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам учения, принятым в средней школе. С этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность.
Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса. Возможно снижение самооценки учащихся.
В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться стpax взросления, внешне не всегда проявляемый.
Чем мы можем помочь пятиклассникам?
В октябре будет проведена диагностика мотивации и адаптации к обучению в 5 классе с помощью психодиагностической методики определения уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Данная методика позволит определить динамику развития познавательных процессов обучающихся, а также уровень адаптации и мотивации пятиклассников.
Изучение особенностей адаптационных процессов позволит выявить пятиклассников, испытывающих трудности и своевременно оказать им помощь и поддержку.
С обучающимися, испытывающими трудности в адаптации, будут проведены коррекционно-развивающие занятия по программе адаптации детей к средней школе « Первый раз в пятый класс!» (автор Е. Г. Коблик). Программа является модифицированным вариантом авторской программы Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс». Программа изменена в соответствие с годовым планом работы МБОУ Одинцовского центра диагностики и консультирования и запросом, условиями образовательного учреждения. Программа апробирована педагогами-психологами Одинцовского центра диагностики и консультирования, с целью охвата наибольшего количества обучающихся психолого-педагогическим сопровождением.
Она позволяет сформировать умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
Навыки уверенного поведения;
Навыки совместной (коллективной) деятельности;
Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
Навыки самоподдержки;
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В апреле мы проведем повторную диагностику, чтобы увидеть насколько успешно прошел процесс адаптации.
Чтобы облегчить процесс адаптации для пятиклассников, мы подготовили для Вас памятки с рекомендациями (раздать памятки).
Помните! Ухудшение успеваемости в 5 классе в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Поэтому, наша задача:
создать детям условия для успешного обучения в среднем звене;
помочь детям адаптироваться к средней школе.

Интерактивное упражнение на создание позитивного эмоционального настроя “Теплые пожелания родителей 5 классу”.
На листе формата А1 нарисовать солнце, из цветной бумаги вырезать лучи по количеству родителей.
Инструкция: “Уважаемые родители, Вам будут розданы лучики, на которых Вы можете написать теплые пожелания своим детям, пятиклассникам! Приклейте эти лучики к солнышку. Пусть это солнышко, вместе с Вашими теплыми пожеланиями каждый день напоминает ребятам о том, что Вы их любите и заботитесь о них!”. Вместе с родителями повесить солнце с пожеланиями в классе.

Спасибо за внимание!


Литература
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
Коблик Е.Г. Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!»
Крюкова Д.С. Выступление на родительском собрании в 5-м классе на тему "Помощь пятиклассникам в период адаптации" http://festival.1september.ru/articles/616516/
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (56 классы). М.: Генезис, 2006. 207 с.


Заголовок 115