Родительское собрание в 5 классе. «Первый раз в пятый класс!»

Родительское собрание в 5 классе.
«Первый раз в пятый класс!»
Цели и задачи:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
2) проанализировать основные трудности, возникающие при переходе учащихся в среднее звено;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители, гости. Вот уже месяц ваши дети – пятиклассники. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднее звено – это сложный и ответственный период; от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Но этот этап сложен не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
С какими же психологическими особенностями связан этот период в жизни ребенка? Ответить на этот вопрос я попросила ___________________________.
С точки зрения психолога ( медика).
С точки зрения родителей Наш опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в среднем звене. А с какими трудностями пришлось встретиться вашему ребенку в 5 классе?
А теперь я предлагаю вам сравнить ваше мнение с точкой зрения детей. (анализ ответов учащихся на вопросы: с какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5 классе? И удалось ли тебе их преодолеть?)
В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:
Много разных учителей, их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого;
Непривычное расписание уроков (новый режим);
Много кабинетов, можно потеряться;
Новый классный руководитель;
Меняется расписание уроков;
Тяжелые портфели;
Появились новые обязанности.
Позднее приходят со школы, остается меньше свободного времени;
Не всегда все понятно, требуются дополнительные разъяснения.
С переходом ребенка в среднюю ступень обучения возникают не только внешние трудности, но и трудности в общении между родителями и детьми. Они не редко приводят к снижению искренности и открытости во взаимоотношениях.
Экзамен для родителей.
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника? (родителям предлагается ответить на ряд вопросов в виде билетиков).
- Сколько учебных предметов изучалось вашими детьми в 4 классе? Сколько учебных предметов изучается вашими детьми в 5 классе?
- Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4 классе? Какова она сейчас?
- Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4 классе? Сколько сейчас?
- Есть ли «новенькие» в классе? Сколько?
- Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным ( с большим количеством уроков)?
- Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе? Сколько времени он тратит сейчас?

Для пятиклассников, приходящих в школу 1 сентября, все оказывается новым. Поэтому и возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Успешность этой адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности младшего подростка, но и от того насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
Возросший темп работы: дети не умеют быстро писать, не успевают;
Возросший объем работы как на уроке, так и дома;
Новые требования к оформлению работ;
Необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
А) усталый, утомленный внешний вид ребенка.
Б) нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
В) стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Г) нежелание выполнять домашние задания.
Д) негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Е) жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Ж) беспокойный сон.
З)трудности утреннего пробуждения, вялость.
К) постоянные жалобы на плохое самочувствие.

С точки зрения учителей-предметников
(отзывы учителей).

Сравнительный анализ успеваемости учащихся за 4 класс и 1 четверть 5 класса.
В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера отвечать, но и неодинаковая степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов, адаптация вызывает повышенную тревожность. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей. В свою очередь, родители, нацеливая своих детей «работать на оценку», еще больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах.
Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам раскроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям.

( «Открытое письмо родителям»)
Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому вполне естественен вопрос: а как помочь ребенку-пятикласснику? Мы подготовили для вас памятки. И конечно же, очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.
Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определенных задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживании отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и в школе. И тогда ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему. (Родителям вручаются памятки).
Закончить нашу встречу мне хотелось бы отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети» в одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости».
Успехов вам в воспитании детей! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
15