Индивидуальное занятие поФП и РСВ в 5 классе


Тема: « Времена года», дифференциация звуков «С,Ш» в словах, слогах, фразах.
Цель урока:
Закрепить умение дифференцировать звуки "С-Ш" в словах, слогах, фразах.
Продолжить тренировку и развитие слуховой функции на материале темы. Развивать правильное речевое дыхание. При закреплении речевого материала на слух чередовать различные формы предъявления материала, а так же ответа ученика.
С помощью специальных развивающих упражнений, направленных на коррекцию и формирование мышление, логики, памяти расширять активный словарь.
Поддерживать на протяжении всего урока атмосферу доброжелательности и эмоционального комфорта. Прививать ребёнку навыки не только простого использования речи, а навыки культуры речевого общения.
Оборудование:
ЗУА, звукотаблицы, карточки с профилями, дидактические карточки, таблички по теме, карточки с текстом, словарь.
Орг. момент
- Поздоровайся.
- Как ты меня слышишь?
- Я слышу хорошо.
- Давай проверим.
- Сейчас лето?
- Нет, зима.
- Сегодня среда?
- Нет, вторник.
- Ты слышишь хорошо.
- Какое у тебя настроение?
- У меня хорошее настроение.
- Какой сейчас урок?
- Сейчас урок индивидуальной работы.
- Чем ты будешь заниматься на уроке?
- Я буду слушать, говорить, отвечать на вопросы, выполнять поручения.
- Спроси меня над, чем сегодня мы будем работать?
- Будем работать над звуками речи, над ударением, над слитностью.
- Как ты будешь говорить на уроке?
- Буду говорить все звуки правильно, и слушать внимательно.
- Будем учиться правильно говорить звуки « С – Ш »
ФП
-Это профиль звука "С"
-Посмотри, как надо произносить звук "С"
-Как ты будешь говорить звук "С"?
Губы в улыбке;
Зубы сближены, но не сомкнуты;
Кончик языка внизу, спинка языка выгнута, воздух проходит посередине;
При звуке «с» нет голоса.
-Как ты будешь говорить звук "Ш"?
Губы выдвинуты вперёд и округлены.
Зубы сближены, но не сомкнуты;
Кончик языка вверху;
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
При звуке « Ш» нет голоса.
- Скажи звук сильно.
- Назови картинки.
-Послушай, что ты будешь делать.Говорить звуки "С-Ш" в слогах, словах, фразах. Говорить слитно.
Будем работать со звукотаблицей.
- Говори звуки «С – Ш » правильно!
- Прочитай первое задание.
Назови все предметы по порядку.
Например: лиса, шляпа, слон…
- Что ты сделал?
- Я назвал все предметы по порядку.
Называй предмет, добавляй слово «Шаг».
Например: шаг лиса, шаг шляпа, шаг слон…
- Что ты сделал?
- Я назвал предмет, добавлял слово « Шаг»
Называй предметы парами.
Например: у лисы – шляпа…
- Что ты сделал?
- Я назвал предметы парами.
Назови все предметы, добавляя Живой – неЖивой: 
Например: лиса – живая, шляпа – неживая….
- Что ты сделал?
- Я назвал предметы, добавляя Живой – неживой
Называй предмет, сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, с числительными ДВА, ПЯТЬ:
Например: одна лиса, две лисы, пять лис…
- Что ты сделал?
- Я назвал предмет, сначала в единственном числе, потом с числительными два, пять.
Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно.
Например: лиса – лисичка, шляпа – шляпка…
Назови, что находится
в правом верхнем углу- ...;
в нижнем левом углу - ...;
в правом нижнем углу - ...;
в верхнем левом углу - ...;
в верхнем ряду вторым по счету - ...;
в нижнем ряду третьим по счету - ...;
во втором ряду первым по счету - ….;
между .... и ... - ... ,
над ... - ... , под ... 
С каждым предметом придумай по одному предложению.Придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы
Например: Бабушка сварила вкусную кашу.
РСВ
- Над какой темой мы работаем?
- Мы работаем над темой времена года.
- Слушай внимательно.
- Назови самое холодное время года.
- Назови самое тёплое время года.
- Назови самое дождливое время года.
- Зимой земля покрыта снежным ковром (одеялом)
- Я начну, а ты продолжай.
Зимние месяцы -…
Весенние месяцы- …
Летние месяцы- …
Осенние месяцы - …
- Слушай дальше, повторяй за мной.
- Осенью часто идёт дождь.
- Зимой земля покрыта снегом.
- Весной на деревьях распускаются листья.
- Будем работать со словарём.
- Слушай словарь.
- Холодное время года, тёплое время года, дождливое время года, набухают почки, распускаются листья, опадают листья, желтеют листья.
- А сейчас слушай новый текст.
Лето самое тёплое время года. Дни длинные и допоздна не темнеет. Все прекрасно растёт. Распускаются цветы, зреют овощи и фрукты.
( текст прочитывается два раза, после каждого прочтения выясняется услышанное.)
- Что ты услышал?
- О каком времени года этот текст.
- О лете.
- Прочитай текст, поставь ударения.
( ученик прочитывает текст с карточки)
- Есть непонятные слова?
- На следующем уроке продолжим работать с текстом.
Работа без ЗУА
- Сними наушники.
( проводится работа на голое ухо)
- Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы, холодное время года, тёплое время года, времена года.
- Будем работать над интонацией.
- Следи за моим голосом.
( работа по карточке)
Итог.
- Что ты делал на уроке?
- Я слушал, говорил, отвечал на вопросы, выполнял поручения, читал текст, ставил ударения, учился говорить с интонацией.
- Урок окончен, ты молодец!
Звукотаблица на звуки С - Ш
Говори правильно звуки С - Ш!
Слова – подсказки: Лиса, Шляпа, Слон, Каша,
  Шапка, Кошка, Носки, Мышка,
  Лягушка, Снеговик, Гусеница, Ананас,
  Груша, Осьминог, Шишка, Бабушка
 
*



Назови все предметы по порядку
Например: лиса, шляпа, лягушка…
2. Называй предметы парами.
Например: у лисы – шляпа, у лягушки – каша…
3. Назови все предметы, добавляя 
Живой – неживой: 
Например: Лиса – живая, Шляпа – неживая…
4. Называй предмет, сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, с числительными  ДВА, ПЯТЬ:
Например: одна лиса, две лисы, пять лис…

5. Назови, что находится
в правом верхнем углу- ...;
в нижнем левом углу - ...;
в правом нижнем углу - ...;
в верхнем левом углу - ...;
в верхнем ряду вторым по счету - ...;
в нижнем ряду третьим по счету - ...;
во втором ряду первым по счету - ….;
между .... и ... - ... ,
над ... - ... , под ...  - ...
6. Придумай предложения, используя по два
слова из звукотаблицы. Например: Бабушка сварила вкусную кашу.