Рабочая программа кружка русского языка Живое слово


Пояснительная записка
Проблема грамотной речи и грамотного письма учащихся казахских школ на уроках русского языка является одной из основных проблем учителей. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами как на теоретическом, так и на практическом уровне. Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам развития речи, речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок. В связи с этим, на помощь к учителю приходит программа кружка «Живое слово», которая включает в себя задания на определение и предупреждение речевых ошибок разных типов.
Цели и задачи курса:
-знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
-выявлять, исправлять и предупреждать речевые ошибки;
-научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок как в устной, так и в письменной речи;
-научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;
-прививать стремление правильно, в соответствии с языковыми нормами, говорить и писать;
-формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.
Формы занятий спецкурса различны. Преимущественно это уроки-практикумы, но занятия могут проходить в форме эвристических бесед, лекций учителя, а заключительное занятие проводится в форме вечера.
В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- знать действующие языковые нормы в разделах: словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;
- уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать ее с точки зрения правильности;
-уметь пользоваться такими видами справочной литературы, как толковые словари, фразеологические словари, орфоэпические словари, словари синонимов и т.д.
- владеть навыками устной и письменной речи.
Формы работы, которые могут использоваться в ходе занятий по программе:
беседа;
лекция учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и схем;
самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); 
работа в парах, группах;
проведение практикумов;
написание творческих работ;
интеллектуальные игры;
викторины и конкурсы;
мини-проекты.
Занятия предполагают рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков.
Программа кружка «Живое слово» рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов (15 лет).
Режим занятий:________________________________________________
Ожидаемые результаты обучающихся К концу изучения данного курса обучающиеся должны:
А) обобщить и систематизировать известные сведения о выразительных средствах русского языка;
Б) находить в тексте изученные языковые средства, объяснять их роль
В) использовать языковые средства выразительности в своей собственной речи.
Форма подведения итогов реализации программы - зачётная работа «Роль языковых единиц в художественном тексте» (мини-проект).
Календарно-тематическое планирование кружка «Живое слово» по русскому языку для учащихся
8 классов№ п № Тема занятия Часы Содержание работы и деятельность учащихся Доп.познават. материал Дата
План Факт
1-2
Введение в спецкурс.
Почему так не говорят? Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи. 2 Знакомство с программой.
Требования к занятиям.
Анализ речевых ошибок и пути их устранения. Дидактич. материал по рус.языку3-4 Классификация речевых ошибок.
Какие ошибки называют логическими. 2 Серьезно и с юмором о речевых ошибках и о приемах их устранения. Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся 5 Составляем рассказ по картинке; обсуждение. 1 Работа над устной речью учащихся Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 6-7 Нормы литературного языка. Словари и справочники. 2 Редактирование, работа со словарем.
Знакомство с нормами языка. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 8-9. Образование слов нормативного языка.
Видоизменения слов. 2 Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Работа со словарями.
Сообщения учащихся. Работа в группах. Редактирование. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников 10-11 Имя существительное.
Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных. 2 Ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа существительных, с понятием одушевленности. Орфографические нормы русского литературного языка. 12-13 Падежные окончания существительных.
2 Работа со словарем. Редактирование текстов. Составление диалогов Орфографические нормы русского литературного языка. 14 Практическая работа. 1 15-16
17-18 Имя прилагательное.
Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм имени прилагательного.
Падежные окончания прилагательных. 2
2 Ошибки, связанные с образованием полной и краткой форм прилагательных, степеней сравнения. Пути их устранения. Редактирование текстов. Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся
19 Практическая работа. 1 Составление диалогов. 20-21 Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится». 1 Работа над сочинением Журнал «Русский язык» 22-23 Местоимения.
Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм местоимений.
2
Ошибки, связанные с употреблением местоимений себя, свой, указательных и притяжательных местоимений. Пути их устранения. Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся 24-25 Употребление местоимений в речи.
2 Ошибки, связанные с употреблением местоимений себя, свой, указательных и притяжательных местоимений. Пути их устранения. Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся 26 Практическая работа. 1 27-28 Глагол.
Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола.
2
Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола,
временных форм, редактирование текстов. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: чувство коммуникативной целесообразности» 29-30 Употребление глаголов в речи.
2 Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола,
временных форм, редактирование текстов 31 Практическая работа. 1 32 КВН «Знатоки русского языка» 1 33-34 Причастие. Деепричастие.
Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм причастия.
2
Ошибки, связанные с употреблением временных форм действительных и страдательных причастий. Пути их устранения. Работа с текстом, классификация ошибок. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 35-36 Употребление причастий и деепричастий в речи.
2 Ошибки, связанные с употреблением временных форм действительных и страдательных причастий. Пути их устранения. Работа с текстом, классификация ошибок. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 37 Практическая работа. 1 38-39 Словосочетание.
Речевые ошибки в управлении, согласовании.
2
Ошибки, связанные с образованием и употреблением словосочетаний по способу управления и по способу согласования. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников 40-41 Образование и употребление словосочетаний по способу управление и по способу согласование.
2 Ошибки, связанные с образованием и употреблением словосочетаний по способу управления и по способу согласования. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников. 42 Практическая работа. 1 43-44 Однородные члены предложения.
Речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения.
2 Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Пути их устранения. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» 45-46 Роль однородных членов предложения в речи.
2 Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Пути их устранения. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» 47 Практическая работа. 1 48-49 Не нарушай правил лексической сочетаемости.
Пишем изложение 2 Работа над изложением Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 50,
51,
52
,53 Повторим орфографию (трудные случаи по текущему планированию). 4 Повторение правил орфографии Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 54 Ненормированная речь. Что это такое? 1 Ошибки, связанные с использованием диалектов, жаргонных слов и просторечных выражений. Пути их устранения. Классификация ошибок, групповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» // 55-56 Архаизмы. Изменение значения слов нормативного языка.
2 Ошибки, связанные с использованием архаизмов, а также связанные с изменением значений некоторых слов в процессе исторического развития общества и языка. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, со словарем. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников 57-58 Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка. 2 Ошибки, связанные с использованием неологизмов, с возникновением новых слов. Пути их устранения. Работа со словарем, с художественными текстами. Выявление функций неологизмов. Редактирование фрагментов из сочинений учащихся. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 59-60 Заимствованные слова. «Свое» и «чужое» в русской речи. 2 Ошибки, связанные с использованием заимствованной лексики. Упорядочивание употребления этих слов. Выявление функций заимствованных слов в речи и в тексте. Редактирование. Устранение неоправданного употребления иностранных слов, работа со словарем. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников 61,62,63 Фразеологические ошибки.
Фразеологические обороты. « Подводные камни» фразеологии. 3 Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Пути их устра-нения. Групповые и индивидуальные упражнения на использование фразеологизмов. Мохиенко В.М. Загадки русской фразеологии 64,
65 Сочинение с использованием фразеологизмов. Редактирование. 2 Сочинение с использованием фразеологизмов. Редактирование. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 66,
67 Орфоэпия. Нормы произношения. 2 Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Пути их устранения. Работа со словарем. Групповое чтение сложных для произношения слов. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников 68,69 Стилистика. Стилистические ошибки. 2 Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешением их. Пути устранения ошибок. Групповая и индивидуальная работа по редактированию. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- 70. Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. 1 Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- 71. Подготовка и проведение предметного вечера: «Берегите русский язык» 1 Вечер с участием всех учащихся, посещавших занятия, с приглашением учащихся других классов, а также родителей. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение 72, 73 Орфоэпия. Нормы произношения. 2 Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Пути их устранения. Работа со словарем. Групповое чтение сложных для произношения слов. Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников 74 Стилистика. Стилистические ошибки. 1 Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешением их. Пути устранения ошибок. Групповая и индивидуальная работа по редактированию. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- 75 Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. 1 Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- 76 Текст как единица речи. 1 77 Функционально-смысловые типы речи. Описание. 1 78 Повествование .1 79 Рассуждение 1 80 Стили речи. 1 81 Основные особенности художественного стиля. 1 82 Язык художественной литературы 1 83 Лексические средства выразительности.
1 84 Фразеологизмы. 1 85 Диалектизмы. 1 86 Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Гипербола. Роль 1 изобразительно-выразительных средств в художественном тексте. 87 Однокоренные слова. 1 88 Прямое и переносное употребление форм времени глагола. 1 89 Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами. 1 90 Односоставные предложения.
Неполные предложения.
Бессоюзные предложения. 1 91 Практическая работа «Лексический анализ художественного текста». 1 92 Междометия и звукоподражательные слова.
1 93. Практическая работа «Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественном тексте». 1 94. Словообразовательные средства языка. 1 95. Викторина «Знатоки русского языка» 1 96 Морфологические средства выразительности. 1 97 Синтаксические средства выразительности. 1 98. Обобщение изученного материала «Богатство и разнообразие русского языка». 1 99. Устная и письменная форма речи.
1 100. Речь - это зеркало души человека.
1 101 Зачётная работа «Роль языковых единиц в художественном тексте». 1 102 Подготовка и проведение предметного вечера: «Берегите русский язык» 1 Вечер с участием всех учащихся, посещавших занятия, с приглашением учащихся других классов, а также родителей. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение Библиографическая литература.
1.Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся // РМИ. – 2000.- № 2.
2.Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» // РМИ .- 2002.- № 2.
3.Введенская А.А., Баранов Т.А., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу: Лексика и фразеология русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
6.Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка.- М.: Просвещение, 1979.
7.Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? –М.,1999.
8. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- М. : Рольф, 2002.
9.Мохиенко В.М. Загадки русской фразеологии.- М. : Высшая школа, 1990.
10. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
11. Розенталь Р.Э. Практическая стилистика русского языка.-
М.: Оникс 21 век. 2001.
12.Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителя / Под редакцией В.Д. Бон-далетова.- М.: Просвещение, 1978.
13. Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения.- М., 1997.
14. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб.:МИМ, 1997.