Тематическое планирование кружка Живое слово

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Мустафино
Муниципального района Бакалинский район РБ

УТВЕРЖДАЮ Согласовано
директор школы Зам.дир.по УВР
Мухаметьянова З.М Хафзетдинова Г.Р.
от «____»__________2015г. от «___» __________2015г.





Программа кружковых занятий
«Живое слово»
на 2015-2016 учебный год

·
·
· Составила
учитель
русского языка
литературы
Юсупова Ф.Б.








Мустафино-2015

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.
Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает речь, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению русского языка.
В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раза в месяц, 17 часов в год.































Содержание курса
Раздел 1.
О слове.
Из истории письменности. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества.
Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Работа с этимологическим словарём.

Раздел 2.
Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке.
Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим.

Раздел 3.
Слово и его системные отношения.
Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов.
Лингвистические словари.

Раздел 4.
Лексическое богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.
Работа с толковыми словарями.
Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
















Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Живое слово»


тема занятия
кол.часов
виды деятельности


1.


2.


3.




4.



5


6.

7.

8

9

10.


11.


12.

13.


14.



15.



16.




17.









Раздел 1.
Из истории письменности


Начальные сведения о происхождении слов

Значение языка для жизни обществ



Работа с этимологическим словарём


Почему мы так говорим


Сколько слов в русском языке

Сколько мы знаем слов

Активные и пассивные слова

Группы слов

Лингвистические словари


Лексическое богатство русского языка

Лексическое значение слова

Способы определения значения слова

Слова однозначные и многозначные


Употребление многозначных слов в произведениях словесности

Омонимы, их отличие от многозначных слов


Синонимы, их роль в художественных произведениях




1


1


1




1




1

1

1

1

1

1



1

1

1



1



1



1




1







работа с источником информации:

составление тезисов лекции


ролевая игра



работа со словарём;
составление словарной статьи


работа с источником информации

работа со словарём;
составление словарной статьи


лекция

дискуссия



поиск в художественных текстах

составление тезисов к лекции

мини-исследование

лингвистическая
беседа


поиск в художественных текстах




работа со словарями