Презентация по литературе Тема войны в современной литературе (по роману А.Проханова Идущие в ночи) 11 класс


Презентация к уроку по литературе.«Тема войны в современной литературе» (по роману Александра Проханова «Идущие в ночи». 11 класс). Кузнецова Татьяна Петровна, русский язык и литература. МКОУ Глазуновская СОШ.Станица Глазуновская. Предисловие Военная проза последних лет – уникальный и сложный феномен, представленный произведениями как писателей – фронтовиков, так и тех, кто родился перед самой войной и даже через много лет после её окончания. Помимо произведений о Великой Отечественной в современной литературе существуют также книги о военных событиях в Афганистане и Чечне. О ВОЙНЕ ПИСАЛИ: О ВОЙНЕ ПИСАЛИ: О ВОЙНЕ ПИСАЛИ: Валерий Горбань «Песнь о войне», «Вкус победы». Особое внимание можно уделить творчеству Александра Проханова, потому что именно он своими произведениями заставил читателя задуматься о сути происходящего в стране и мире. «Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов — офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов — "бэтээры" и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного», — признавался Проханов (Советская Россия. 1998. № 96. 18 авг. с.3). УРОК «ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по роману Александра Проханова «Идущие в ночи»). 11 класс. Цель: вызвать интерес к личности и творчеству писателя; проследить за судьбами героев;показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состоянии человека в трагедийных ситуациях, диктующих необходимость сделать нравственный выбор; Лучшие сцены у Проханова – батальные, лучшие романы – военные: «Идущие в ночи» и «Чеченский блюз». Опережающие групповые задания I группа Собрать материал о жизненном и творческом пути автора, составить литературную композицию и подготовить её для выступления в классе. II группа Провести работу с выпускниками школы, которые проходили воинскую службу в Чечне и возвратились домой. Взять интервью, пригласить на урок, оформить стенгазету о них. III группа Подготовка выставки книг о войне и иллюстраций к роману «Идущие в ночи». IV группа Составление вопросов к тексту романа; анализ эпизодов; художественный пересказ; Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «У каждого писателя есть своя сверхзадача, своя миссия. Моя, мне кажется, пропеть России трагический и грозный гимн. Я, сын отца, погибшего под Сталинградом, внук дедов и прадедов, которые вышли из недр народа. Потом род был уничтожен в результате социальных катастроф в начале века. Но родовая память присутствует в моём мироощущении». Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «Я окончил авиационный институт. Некоторое время работал в НИИ. Но однажды ко мне пришло прозрение. Я сын московских интеллигентов, в моей художественной библиотеке стоят тома Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова. И во мне опять начали звучать голоса русской культуры начала века». Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «Ушёл в любимые мною истринские леса лесником. Я ушёл в деревню, в песню, в природу, к старым разрушенным храмам, где ещё висели под сенью догнивающих изб полусгнившие иконы и божницы». Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «А вот новый этап моей жизни. Это война, но война особая. Афганистан, 15 или 18 поездок туда, с нашей армией. Мой первый бой … Смерть ребят, ужас, страх. А эти сцены я никогда не забуду: в палатку, где лежали погибшие, исколотые штыками, забегали родители, которых привозили сюда вертолётами, они падали на холодные тела, рыдали, голосили, теряли сознание. Обо всём этом я написал в рассказах, романах, очерках. репортажах». Высказывания писателя. Ответить на вопрос: каким вы представляете себе автора? «Я мечтаю, чтобы нашёлся издатель, художник, который написал бы летопись этих явлений. А я мечтаю написать свою летопись. Но я уязвим. Я вернулся с поля битвы, но у меня ощущения, что вся моя рать полегла там, а я вернулся, израненный, изрезанный, хромой. Я вернулся в тихий монастырь. Я должен успеть написать свою летопись. Вот это и есть моя сверхзадача». Можно ли доверять тому, о чём повествует автор Проханов в своих произведениях? Слово участникам военных действий, оказавшихся в самой гуще событий второй чеченской кампании. Что пришлось пережить, как удалось выстоять, что дало силы не струсить, не сломиться, а остаться людьми, сделать свой нравственный выбор Анализ романа. Вопрос: каким предстаёт перед читателем пространство, на фоне которого происходит действие? Перед солдатами федеральных войск поставлена задача- занять город и освободить его от боевиков. Перед читателем Ханкала, где расположены штабные и тыловые службы. Отсюда ведётся управление всем ходом сражения. Вопрос: каким предстаёт перед читателем пространство, на фоне которого происходит действие? Изображена территория Шамиля Басаева и его боевиков, пред которыми задача – не отступать и вести наступательные бои.Москва. Проханов показывает дачу олигарха, высокопоставленных чиновников, театр. «Автор сознательно перемещает читателя в пространстве, так как это даёт возможность посмотреть на войну с разных точек зрения, понять чудовищность военной кампании». Анализ романа Сопоставление двух эпизодов: день рождения солдата Николая Клычкова (Клыка) и день рождения генерала – майора Владимира Анатольевича.В чём суть операции «Волчья яма»? В чём её символическая суть? Анализ романа Как тема нравственного выбора показана на взаимоотношениях отца и сына Пушковых? Почему отец, полковник Пушков, не переводит своего сына-лейтенанта в другое место? Как погиб лейтенант Пушков? Каково ваше мнение о нём? Анализ романа Как изображены солдаты Российской армии, что для них главное на этой войне, о чём они думают, о чём мечтают? Анализ романа Дайте характеристику каждому из персонажей. Проследите, как они ведут себя до того как попали в плен и в плену? Почему Клык выбрал путь предательства? Анализ романа Как ведёт себя Шамиль Басаев? Зачитайте слова, которые он произносит во время операции при взрыве. Что движет Басаевым? Как представлены боевики? Что для них главное? Как ведут они себя по отношению к пленным? Прочитайте описание похорон Иляса. В чём смысл погребальной молитвы? Пояснение учителя. Смысл погребальной молитвы: всем воздастся по заслугам за те поступки, которые он совершает. Молитву слушают люди, убивающие других людей. Мысль автора: война – это зло, насилие. Это нельзя оправдать. Смена временного пространства: из Чечни в Москву. Как живут эти люди? Что для них является самым ценным в жизни? Думают ли они о судьбе солдат, сражающихся на поле боя и погибающих за Родину? Как проходит вечер «открытых дверей» на даче Парусинского, банкира, властного политика, владельца нефтяных концернов? Анализ финальной части романа: рассказ о Валентине Пушковой. Почему она не смогла досмотреть представление в театре? Как она предчувствует трагедию? Какой сон приснился Антонине Звонарёвой? Почему роман заканчивается рассказом о солдатских матерях? Заключительный диалог. Кто в ответе за смерть детей, отцов, мужей, братьев, друзей? Почему роман называется «Идущие в ночи»? Из материалов домашнего задания: краткие отзывы о прочитанном. Проханов видел войну не по телевизору, поэтому книга получилась честной и страшной. Это настоящий «мужской роман», возможно, один из лучших в современной литературе. Отзывы о прочитанном Роман очень откровенен. В нём нет фальши. Проханов пишет, как видит, а видит он, побывавший на этой войне, как художник и как пророк. Если внутренний стержень человека основан на нравственности, то этот человек сделает правильный выбор в экстремальной ситуации. Отзывы о прочитанном. Это красивая книга, но красота её страшна. У всех героев есть своя правда. Но есть ещё правда Всевышнего. Он рассудит, и всем воздаст по делам его. Отзывы о прочитанном. Война – это кровавая бойня, противная всему человеческому разуму и всей человеческой природе событие, это кощунство над человеческой природой. «Чечня всегда рядом…» Площадь Скорби на Мамаевом кургане в Волгограде. Фигура женщины-матери. В глубокой скорби склонилась она над погибшим воином. Склоните и Вы головы в память о погибших в террористическом акте 29, 30 декабря в этом городе. Литература. Проханов А. Идущие в ночи: роман. http://www.gramotey.com/book