Конспект открытого урока по русскому языку для 1 класса на тему «Знаки препинания в конце предложения»


«Требования к основным направлениям деятельности учителя, реализующего ФГОС»
2013 год
Конспект урока в 1 классе, направленный на формирование и оценку у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) на материале предмета русский язык
Тема: «Знаки препинания в конце предложения»
Выполнила работу учитель начальных классов
МКОУ « Клочковская СОШ» Ребрихинского района с. Клочки
Гриднева Наталья Александровна


2013 год
Русский язык 1 класс.
Тема: «Знаки препинания в конце предложения»
Цели урока:
- продолжать формирование представлений о знаках препинания в конце предложения;
- вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить (.,?,!);
- развивать речь учащихся;
- расширять словарный запас;
- формировать умение отыскивать «опасные места», развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой.
- Запись учащимися даты в тетради.
II. Чистописание.
Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы.
А что это за буква? Догадайтесь сами, воспользуйтесь столбиком алфавита в учебнике с. 12.
На доске: б в г д ж з й …
Назовите следующую букву.
Докажите.
(следующая буква «к» так как даны буквы согласных звуков по алфавиту).
Её и будем писать.
На доске: кн ко кп
- По какой закономерности написаны вторые буквы? (суждения учащихся по алфавиту: н, о, п).
- Запишите эти буквосочетания, чередуя до конца строки.
На доске: акартинабморковькармангокнодкислый.
- Найдите слова с буквой «к».
- Выпишите их на следующую строку самостоятельно (картина, морковь, карман, окно, кислый).
III. Актуализация опорных знаний.
- С какими словами из словаря вы познакомились на прошлом уроке?
- Запишите их (Телевизор, телефон).
- Чем похожи слова?
(называют предмет)
- Что еще могут называть слова?
(действие ,

На доске таблица:- предмет

- действие предмета
- признак предмета
IV. Сообщение темы урока, постановка целей.
На доске: Тема: «Знаки препинания в конце предложения»
- Прочитать тему.
- Что знаем по этой теме?
Суждения учащихся:
- Что такое предложение – это часть нашей речи.
- Предложение выражает мысли и чувства.
- Состоит из слов, выполняющих разную работу: называют:

- Что еще знаем? (предложение используем в устной и письменной речи).
- Как в устной речи мы показываем конец предложения? (делаем паузу).
- А в письменной? (с помощью знаков !, ?, .).
- Так вы всё знаете по теме?
Суждения учащихся: нет, затрудняюсь, когда какой ставить знак.
- Отнеситесь к суждению Пети.
- Кто сможет ответить на вопрос Пети?
- Значит, сегодня на уроке будем учиться как в письменной речи одно предложение отделяется от другого. (ИКТ – запись).
- Работа по теме урока.
Работа по учебнику: с 22-24.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Что на ней изображено? (чаепитие в гостях у
- Прочитайте предложения с. 24
Ты съел пирог?
Ты съел пирог.
Ты съел пирог!
- Сравните.
Суждения учащихся: (одинаковые слова, их 3; порядок слов одинаковый; выделено одно и то же слово: съел с орфогр.)
- Чем же отличаются? (предложения разные)
- Вы можете устно при чтении показать, что эти предложения разные? (чтение предложений)
- Почему прочитал по-разному?
- Как меняется голос, когда читаете?
- Когда он повышается?
- Когда понижается?
- В каком предложении цель - спросить? Что-то сообщить?
- Какое предложение не просто сообщает, но громко утверждает, выражает чувство?
- Как обозначено на письме то, что эти предложения – разные по цели высказывания?
Вывод: (суждения учащихся).
Вывод: (по учебнику прочитать с. 24; письменно разницу предложений по цели высказывания можно передать с помощью знаков препинания: ? ! .
Практическая работа с. 25
Выглянув в окно и увидев, что пошел дождь, Анишит Йокоповна спросила:
? (Пошел дождь?)
Говорящий ворон подтвердил:
. (Пошел дождь.)
Дождь пошел! ! – радостно воскликнула Асырк, которая любила сырость.
Задание: Расшифруйте этот разговор.
- То что сказал Ворон, является вопросом или сообщением?
- Чье высказывание содержит вопрос?
- Какое высказывание про дождь выражает чувство, переживание?
Вывод: с. 25.
- читаем самостоятельно
- хором.
Записать предложения.
Пошел дождь.
Дождь пошел!
Пошел дождь?
- подчеркнуть орфограммы (большая буква, парные согласные. Как проверим? – дожди).
Итог урока:
На доске: схема
Предложение
Сообщение Вопрос Просьба, приказ, восклицание
Ты съел пирог. Ты съел пирог? Ты съел пирог!
. ? !
- О чем рассказывает таблица? (суждения учащихся)
- Вернемся к теме урока.
Прочитать.
«Знаки препинания в конце предложения»
Какую ставим задачу перед собой?
- прочитайте: (как на письме одно предложение отделить от другого).
На листе бумаги нарисуйте впечатление от урока в виде личика
Если все Если не до конца
понял разобрался в данном вопросе
Спасибо за урок!
Анализ урока
Тема урока: «Знаки препинания в конце предложения»
Тип урока: комбинированный
Этап обучения по данной теме основной. Учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы, через вопросы поискового характера, через сравнение, анализ. Приоритетная цель реализуется на уроке, это: отработка умений, решение практических задач. Поставленная цель соответствует индивидуальному уровню развития ребенка. Особое внимание уделяется развитию внимания, мышления, самооценки, речи. На уроке решаются воспитательные задачи на деятельном и мотивационном уровне.
Соотношение репродуктивной и поисковой деятельности – примерно 3 (прочитай, повтори, вспомни).
Использованы задания поискового характера: докажи, сравни, объясни (4).
На уроке учитель использует метод: наблюдение, сравнение, чтение, поиск информации (найди в учебнике).
На уроке используются ИКТ записи выводов, практическая работа. Используется наглядный материал: схемы, иллюстрации в учебнике для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.
Наглядный материал уместен.
Учебную деятельность на уроке организует учитель и сами учащиеся. Были продемонстрированы следующие результаты в виде УУД:
- регулятивные: определяли цель, действовали по плану, оценивали результат.
- познавательные: перерабатывали информацию (сравнивали, классифицировали – чем похожи? В чем отличие и т.д.)
Эмоциональное состояние школьников соответствовало эмоциональному состоянию учителя.
Стиль общения учителя с учащимися демократический.
Урок составлен по учебнику Н.А. Чураковой
УМК «Перспективная начальная школа»