Технологическая карта к уроку по русскому языку Знаки препинания в конце предложения ( 2 класс)


Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учитель начальных классов Ващенко Ольга Александровна
Тема Знаки препинания в конце предложения
Цели Образовательные:
Уточнять знания о грамматических признаках предложения.
Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.
Закреплять знания о предложении и тексте.
Развивающие:
Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, используя постановку знаков препинания.
Развивать и обогащать словарный запас детей.
Развивать познавательную активность учащихся.
Развивать каллиграфические навыки.
Воспитательные:
Прививать интерес к русскому языку.
Воспитывать аккуратность при письме.
Ресурсы
- методические
- дидактические
- технические Русский язык. Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой. - М.: Дрофа, 2011
Русский язык. 2 класс. 1 ч. / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2011
Стилизованное изображение букы б– белка; карточки со знаками препинания; шапочка «божья коровка», таблица «Предложения» каждому ученику, кластер «Предложения».
Презентация
Организация пространства Фронтальная, групповая, индивидуальная работа
Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала
Мотивирование к учебной деятельности 3 Создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Откроем тетради. Запишем число, классная работа.
Чтобы красиво написать разомнем пальчики.
Пальчиковая игра:
1,2,3,4,5-
поочередно загибаем пальчики на одной руке
1,2,3,4,5.
поочередно загибаем пальчики на другой руке
десять пальцев, две руки, все твои помощники!
сжимаем и разжимаем кисти рук.
Актуализация знаний 5 Повторение изученного материала. Выявление уровня знаний. На доске: ас об к а
Назовите буквы, записанные на доске.
Какие звуки они обозначают?
Разделите их на две группы. Почему? (гласные и согласные)
Какая буква, обозначающая согласный звук лишняя? (Б - обозначает звонкий согл. звук)
Чистописание
Запишем заглавную и строчную буквы. Бб
Кто нам помогает запомнить написание строчной буквы б?
(Стилизованная картинка белка для коррекции оптической дисграфии)
Постановка и решение проблемы 12 Знакомство с новым материалом.
Постановка проблемного вопроса
Постановка проблемного вопроса
Составьте из букв, записанных на доске слово. (Картинка собака)
Загадка, если не составили:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
Это новое словарное слово, написание которого мы должны запомнить. Запишем его в словарик, поставим ударение, подчеркнем букву, которую надо запомнить. Сколько слогов в этом слове? Разделите на слоги.
Составьте предложение с новым словом.
Что такое предложение?
Составьте предложение из слов и прочитайте так, чтобы это было простое сообщение.
кошку лает собака на
Собака лает на кошку.
Что поставим в конце предложения? (точку)
- Какая у неё роль?
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну
забавную историю.
Сценка:
Брошенный кем-то тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
- Что здесь написано?
Каждую строчку лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила … точку!
Божья коровка удивлена:
- Кто умудрился, и главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
-Какой знак надо поставить в предложении, в котором о чем-то спокойно сообщается? Такое предложение, в котором спокойно сообщается, повествуется, называется повествовательное. Запишем предложение в тетрадь. (Один ученик у доски)
- Как напишем первое слово в предложении?
Составьте предложение из слов, прочитайте так, чтобы это был вопрос.
лает собака как
Как лает собака?
Ученик составляет предложение на доске.
Что надо сделать, чтобы в предложении был вопрос?
Что поставим в конце 2 предложения?
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
О каком это знаке?
(карточка с ?)
Разные вопросы задаёт он всем: Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём?
Вот какой он мастак – вопросительный знак.
-Кто догадался, как называется предложение с вопросительным знаком в конце? Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительное. Запишем предложение в тетрадь.
Составьте предложение из слов, прочитайте так, чтобы прозвучало сильное чувство.
очень я собак люблю
Я очень люблю собак!
Что надо сделать, чтобы предложение читалось с сильным чувством?
Что поставим в конце 3 предложения?
Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
Обычно в предложении стоит он для того,
Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,
Победу, торжество…!
(карточка с !)
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце ставится восклицательный знак, а предложение называется восклицательное.
Детям раздаются опорные таблицы «Предложения»
Физминутка 3 Физминутку проводит ребенок «Буратино потянулся»
Первичное закрепление. 10 Первичное обобщение. Работа с текстом на карточках.
Вы были в осеннем лесу какая тишина вокруг только листья шуршат под ногами.
Что затрудняет чтение текста? Сегодня на урок к нам пробрался ластик-проказник и стер все знаки препинания. От этого безобразия большие буквы превратились в маленькие.
Предположите, сколько в этом тексте предложений? (3)
- Давайте проверим ваши предположения. Почему вы сделали такой выбор?
- Какой знак препинания вы поставите после первого предложения?
- Почему? После второго, третьего?
Самостоятельная работа 7 Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Запишем текст в тетрадь.
Взаимопроверка.
Включение в систему знаний и повторение 3 Автоматизация умственных действий по изученным нормам.
Составление кластера. Задание на листах в клетку. Я читаю предложения, а вы ставите только знаки, которыми заканчивается предложение. Каждый знак в новой клеточке в строчку.
Дети идут в школу.
Как прекрасно весной в лесу!
Вы любите читать?
Сколько ребят в нашем классе?
Кошка - домашнее животное.
Самопроверка по образцу.
-Какие же бывают предложения?
-Что содержит повествовательное предложение? Что ставим в конце?
-Что содержит вопросительное предложение? Что ставим в конце?
- Как произносится восклицательное предложение? Что ставим в конце? (по ходу беседы составляется кластер)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

повествовательное восклицательное вопросительное
.!?
Рефлексия деятельности 2 Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Оцените свою работу на уроке.
Оцените свою работу на уроке (дерево с листьями: красный – все задания выполнил - 5; жёлтый - задания выполнил, но были ошибки – 4; зеленый - многое не получилось, надо постараться - 3 )
- Каким для вас был урок? Выберите «смайлика», который соответствует вашему настроению (у детей на партах лежат три разных выражения лица).
Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…
Никогда не забывать!
Я заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.