План — конспект урока по географии Соседи Солнца


Урок в соответствии с ФГОС (урок по теме «Соседи Солнца», 5 класс)
Трушина Т.Н., учитель биологии и географии высшей квалификационной категории
МБОУ «Окская СШ»
Базовый учебник: География, начальный курс. 5 класс (авторы И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
План – конспект урока по теме «Соседи Солнца»
Тип учебного занятия по дидактической цели – организационно-деятельностный урок
Оборудование: модель «Соседи Солнца», раздаточный информационный материал, учебник, мультимедийный проектор,интерактивное наглядное пособие «Планеты Солнечной системы», ЭОР.
Цель урока:
обобщить основы представлений о происхождении Солнечной системы;
выявить особенности планет – соседей Солнца.
развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.
Задачи:
обучающие: углубить знания о Вселенной и её планетах;
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,
воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок исследования
Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах.
Данный урок является третьим в череде при изучении раздела географии «Земля во Вселенной». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила.

Структура и ход урока.
1 этап
Орг. момент
Блиц-опрос:
Древнегреческий ученый – основатель науки географии (Эратосфен);
Дословный перевод слова « география» ( землеописание);
Наука о небесных телах ( астрономия);
Кто совершил первое кругосветное путешествие ( Фернан Магеллан);
Наука, изучающая разнообразные явления природы ( физика);
Русский купец, совершивший «хождение за три моря» ( Афанасий Никитин);
Кто совершил открытие Америки ( Христофор Колумб);
Космическое пространство и все, что его заполняет ( Вселенная);
Древнегреческий ученый, первым предположивший, что Земля имеет форму шара ( Пифагор);
Как называется наша Галактика ( Млечный путь)
2 этап. Проверка д/з, самооценка
3 этап Мотивация.
Сегодня мы отправляемся в заочное путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте загадки
1.Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает. ( Солнце)
2.Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. ( Планеты)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется планета, на которой мы живем?
- А можно ли Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы в атласе.
- Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
- Теперь давайте уточним тему нашего урока.
- Соседи Солнца.
4 этап.
Постановка проблемы Целеполагание
Учебная ситуация: Недавно я встретила двух мальчиков, которые поспорили. Один говорил, что планеты, расположенные близко к Земле – такие же как и Земля и ничем от нее не отличаются, на них тоже живут люди и растут цветы. Другой мальчик уверял, что эти планеты совсем не похожи на Землю и сильно от нее отличаются. Как вы думаете кто из них прав? Давайте разрешим их спор. Что нам нужно для этого знать?
Мы можем сейчас ответить на этот вопрос?
Что нужно узнать для решения проблемы?
Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Чему сегодня на уроке вы научитесь:
- дать определение понятий «планета»; «Солнечная система», «кратер».
- перечислить планеты земной группы;
- назвать их отличительные признаки;
- перечислить особенности Земли как планеты;
- составлять план рассказа
- анализировать иллюстрации;
- грамотно пользоваться учебником;
- общаться в группах, слушать и делать выводы;
Обсуждение с учащимися плана урока ( определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)
План урока:
1. Солнечная система
2. Группы планет Солнечной системы
3. Характеристика планет земной группы
5 этап.
Актуализация знаний.
Какие небесные тела вы знаете?
Назовите известные вам планеты.
6 этап.
«Открытие» нового знания (изучение новой темы)
1.Солнечная система.
Что такое планета?
Что такое Солнечная система?
(определения записываем в тетрадь)
Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
Солнечная система – Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.
2.Планеты земной группы
Задание для 4 групп:
1группа – Меркурий,
2группа – Венера,
3группа – Земля,
4группа – Марс.
5 группа – Луна (спутник Земли)
Прочитать текст учебника, пользуясь текстом и иллюстрациями в учебнике, выделить характерные черты каждой планеты по плану:
название планеты.
размеры и масса,
поверхность,
наличие атмосферы,
наличие спутников.
Результаты занести в таблицу:
Название планеты Размеры и масса Поверхность Наличие атмосферы Наличие спутников
Луна – спутник Земли. Давайте дадим характеристику и ей. (5 группа).
Презентация результатов – зачитать таблицы и прикрепить их на доску.
Физкультминутка
«Игра на внимание»
Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.
1.Юпитер-планета-гигант.
2.Земля- самая большая планета.
3.Нам известна лишь одна галактика.
4.Луна- естественный спутник Земли.
5.Марс-планета земной группы.
7 этап. Включение нового знания в систему знаний
Теперь можем ответить на вопрос, чем Земля отличается от других планет земной группы или похожа на них? Какой из мальчиков был прав? (пользуясь таблицей, выделяем сходства и отличия, записываем в тетрадь).
Тест.
1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?
А)4 В)6 С)8
2.Сколько спутников имеет Марс? А)1 В)2 С)3
3.Планета, самая близкая к Солнцу?
А) Меркурий В) Венера С) Земля
4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?
А) Меркурий В) Земля С) Марс
5.На какой планете средняя температура -70 С?
А) Меркурий В) Земля С) Марс
8 этап. Итог урока. Рефлексия
- Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?
- У вас на столах лежат картинки. Если вам понравился урок поднимите Солнце. Если вам было неинтересно, поднимите космическую «Черную дыру».
- Оцените свою работу в листах самооценки
Лист самооценки
Фамилия и имя
№ Критерии оценивания На уроке чувствовал себя хорошо плохо
На уроке я устал не устал
Урок понравился не понравился
Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2» 9этап. Д/з §10, р.т.
Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так? Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты - в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным или Homosapiens. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!
Спасибо большое за внимание! Удачи вам, отличных оценок и замечательного настроения!