Конспект урока географии в 5 классе Соседи Солнца


ТЕМА: Планеты земной группы.
Класс – 5.
Цель:
- познакомить с понятиями «планета»; «Солнечная система», «кратер».
- познакомить с планетами земной группы; учить называть их отличительные признаки;
- учить анализировать иллюстрации, грамотно пользоваться учебником;
- продолжить формировать умение планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.
Оборудование: иллюстрация «Солнечная система», модель солнечной системы
Ход урока
1 этап
Орг. Момент
2 этап.
Мотивация.
Учебная ситуация: Недавно я встретила двух мальчиков, которые поспорили. Один говорил, что планеты, расположенные близко к Земле – такие же как и Земля и ничем от нее не отличаются, на них тоже живут люди и растут цветы. Другой мальчик уверял, что эти планеты совсем не похожи на Землю и сильно от нее отличаются. Как вы думаете кто из них прав? Давайте разрешим их спор. Что нам нужно для этого знать?
Как вы думаете, какой теме будет посвящен урок?
3 этап.
Целеполагание
Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Чему сегодня на уроке вы научитесь:
- дать определение понятий «планета»; «Солнечная система», «кратер».
- перечислить планеты земной группы;
- назвать их отличительные признаки;
- перечислить особенности Земли как планеты;
- составлять план рассказа
- анализировать иллюстрации;
- грамотно пользоваться учебником;
- общаться в группах, слушать и делать выводы;
Работать будем по плану:
1 Солнечная система.
2.Планеты земной группы
4 этап.
Актуализация знаний.
Какие небесные тела вы знаете?
Назовите известные вам планеты.
5 этап.
«Открытие» нового знания (изучение новой темы)
1 Солнечная система.
Что такое планета?
Что такое Солнечная система?
(определения записываем в тетрадь, используя метод «Синквейн»)
1 вариант - Планета
2 вариант - Солнечная система
2.Планеты земной группы. Задание для 4 групп:
1группа – Меркурий,
2группа – Венера,
3группа – Земля,
4группа – Марс.
Прочитать текст учебника, пользуясь текстом и иллюстрациями в учебнике, выделить характерные черты каждой планеты по плану:
Результаты занести в таблицу:
Название планеты.
диаметр
поверхность
наличие атмосферы
спутники
год сутки расстояние до Солнца Луна – спутник Земли. Давайте дадим характеристику и ей. (5 группа).
Презентация результатов – зачитать таблицы и прикрепить их на доску.
В процессе работы встретили термин «кратер». Дадим определение и запишем в тетрадь.
Кратер – чашеобразное углубление на поверхности планеты.
Просмотр информации из электронного приложения. Что нового узнали?
6 этап. Включение нового знания в систему знаний
Заполнение таблицы. Пользуясь результатами своей работы в группах, прикрепленными на доске заполните таблицу в тетради:
Теперь можем ответить на вопрос, чем Земля отличается от других планет земной группы или похожа на них? Какой из мальчиков был прав?(пользуясь таблицей, выделяем сходства и отличия, записываем в тетрадь).
5 этап. Оценивание
1 вариант. Для проверки предметных знаний можно пройти тест в электронном приложении.(10 вопросов – по 0,5 балла каждый).
Домашнее задание.
Ответить на вопросы на стр 56. или
Выполнить задания в рабочей тетради №1-4, и №6 по желанию.
этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап
Орг. Момент 2 этап.
Мотивация -создание учебной ситуации: Спор учащихся. Задает вопрос классу: Кто из мальчиков прав?
Формулирование темы урока: как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? - участвуют в обсуждении;
- отвечают на вопросы;
- формулируют предполагаемую тему урока.
3 этап. Целепола-
гание
Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Цели урока: после урока вы сможете
- дать определение понятий «планета»; «Солнечная система», «кратер».
- перечислить планеты земной группы;
- назвать их отличительные признаки;
- перечислить особенности Земли как пла планеты;
- составлять план рассказа
- анализировать иллюстрации;
- грамотно пользоваться учебником;
- общаться в группах, слушать и делать выводы;
- отвечают на вопросы
План.
1 Солнечная система.
2.Планеты земной группы - задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий
4 этап.
Актуализация знаний. - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме.
Какие небесные тела вы знаете?
Назовите известные вам планеты. - вспоминают нужную информацию, отвечают на вопросы.
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
1 вопрос.
Солнечная система. Задание 1. рассмотреть рис.52 в учебнике. Дать определение понятий- Солнечная система, планета.
- знакомство с другими ответами;
- дополнение списка;
- запись в тетрадь определений. - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
-оформляют записи в тетрадях.
2 вопрос.
Планеты земной группы 1. Работа с текстом учебника – определение планет земной группы
2. Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстом и иллюстрациями.
3. Работа с электронным приложением. - работа с учебником – поиск и извлечение нужной информации;
- работа в группах и презентация результатов;
- слушают и смотрят приложение.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний Работа в тетрадях – заполнение таблицы. - работают в малых группах (или парах) над заданием.
- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;
- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).
- презентуют полученные результаты работы.
7 этап. Рефлексия и оценивание. - организация самооценивания или взаимооценивания - заполняют оценочные таблицы
8 этап. Домашнее задание. Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- дать определение понятий «планета»; «Солнечная система», «кратер».
- перечислить планеты земной группы;
- назвать их отличительные признаки;
- перечислить особенности Земли как планеты;
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
-составлять план рассказа (сначала по тексту учебника и лекции учителя, а далее к собственному рассказу)
- давать определения терминов и понятий,
- анализировать иллюстрации;
- грамотно пользоваться учебником;
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- общаться в группах, слушать и делать выводы;
- продолжить формирование умений планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.