Конспект урока по русскому языку Однородные члены — добрые соседи (5 класс)

Однородные члены – добрые соседи
Цель урока:
обучающая – дать понятие однородных членов предложения;
развивающая – развивать умение находить однородные члены в предложении, правильно ставить знаки препинания между ними;
воспитательная – прививать любовь к слову, воспитывать умение понимать и ценить красоту родной природы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока: раздаточный материал, таблица.
План урока

Этап
Цель и содержание этапа
Время

1.
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2 мин.

2.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Систематизация и повторение сведений о постановке тире между подлежащим и сказуемым (синтаксическая разминка).

3 мин.

3.
Изучение темы.
Работа с текстом и беседа по вопросам, предложенным учителем. Знакомство с параграфом учебника по теме «Однородные члены предложения.
15 мин.

4.
Закрепление темы.
Анализ данных учителем предложений и грамматических задач с целью отработки умения находить однородные члены предложения.
15 мин.

5.
Подведение итогов урока.
Составление таблицы «Основные признаки однородных членов предложения»
5 мин.



Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Синтаксическая разминка. Какая ошибка допущена на доске? (В названии темы урока пропущено тире). Ученики должны найти ошибку и объяснить пунктограмму. (Подлежащее и сказуемое выражены им. сущ. в им. пад.)

Изучение темы.
Беседа по предложенному тексту (текст стихотворения М.Исаковского распечатан для каждого ученика).
А теперь я расскажу вам сказку о нашем времени. Жил да был в русской деревне юноша и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки... Давайте их послушаем:
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(М.Исаковский)
Понравилось ли вам стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? (Ветер одушевлен. Он похож на ребенка, которому не сидится дома: ему нужно играть, двигаться, куда-нибудь мчаться.)
Как называется такой прием? (Олицетворение.)
Какая часть речи помогает создать образ веселого и подвижного ветра? (Глагол.)
Выпишите все сказуемые к подлежащему ветер. (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил (что обозначает этот глагол по смыслу?), расправил крылья (переделаем деепричастие в глагол) и полетел).
На какой вопрос отвечают все эти глаголы? (На один: что сделал?)
Какое слово поясняют все эти глаголы-сказуемые? (Одно: подлежащее ветер).
Можно ли сказать, что все эти глаголы стоят в одной форме? (Да.) Какой? (В форме прош. вр., м.р., ед.ч.)
Прочитайте выписанное предложение выразительно. Какие слова связаны перечислительной интонацией? (Все сказуемые.) А союзом? (Расправил и полетел.)
Глаголы, которые использует поэт в своем стихотвор
·ении, не мешают друг другу и «работают» как одно целое, они живут в дружбе, потому что среди них нет главных и зависимых, а поясняют они одно и то же слово. И такие члены предложения, живущие в добром соседстве, называются... (Учащиеся продолжают: однородные члены предложения.)
Если вы внимательно работали, то можете назвать три признака однородных членов. (1-й – отвечают на один и тот же вопрос; 2-й – относятся к одному слову; 3-й – выражаются одной частью речи в одинаковой форме.)
Знакомство с параграфом учебника по теме «Однородные члены предложения».
Закрепление темы.
Анализ предложений, записанных на доске:
Я мечтал увидеть оленя.
Я и мой друг-журналист с фотОоаППаратом и видеОкамерой сИдели в зАсаде и мЕчтали увидеть грАциозного, велИчественного, тонконогого оленя на полянкЕ или в чАщОбе, на берегу реки или на отдыхЕ.
Прочитайте предложения и объясните во втором предложении орфограммы и пунктограммы.(Фронтально).
Чем различаются два предложения? (Второе предложение распространено однородными членами).
Найдем все однородные члены, задавая вопросы и подчеркивая. (Кто? – я и друг; что делали? – сидели и мечтали; сидели с чем? с фотоаппаратом и видеокамерой; оленя какого? грациозного, величественного, тонконогого; увидеть где? – на поляне или в чащобе, на берегу или на отдыхе).
Сделаем схему однородных членов предложения. (С помощью учителя).
Грамматические задачи. (Тексты с задачами распечатаны для каждого ученика.)
Задача 1. (Устная). Являются ли однородными членами подчеркнутые слова в предложении Шел дождь и два студента? (Нет. Нарушена смысловая связь.)
Задача 2. Сгруппируйте слова цвели, вишни, розовым, благоухали,
миндаль, белым в блоки дружных однородных членов, составьте
предложение и подчеркните однородные члены. (Вишни и миндаль
благоухали и цвели розовым и белым.)
Задача 3. Подчеркните все однородные члены в загадке. Расставьте
запятые, сделайте схемы.
За деревьями , кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло , пробежало.
Нет ни дыма , ни пожара.
(Рассвет.)
Подведение итогов.
Вспомним еще раз основные признаки однородных членов предложения и составим таблицу, ответив на вопросы:
Вопросы
Признаки однородных членов

На какой вопрос отвечают?
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос

К какому слову относятся?
Поясняют всегда одно и то же слово

Чем выражаются?
Словами одной части речи, употребляющимися в одинаковой форме

Чем связаны в предложении?
Перечислительной интонацией и союзами

Д/зад. параграф 50, упр. 443.
15