Конспект урока по кубановедению «Добрые соседи»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №16
муниципального образования
город Новороссийск
Конспект урока
По кубановедению
Тема: «Добрые соседи»
Разработала:
Гуль Ксения Витальевна,
Учитель начальных классов
Г. Новороссийск
2015 г.
Конспект урока по кубановедениюТема Урока Добрые соседи
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока Привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани, изучение культуры народов, живущих на Кубани;
расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах;
воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к традициям предков, желание принести пользу Родине;
повторение исторических событий в крае, дополнение материала школьной программы новыми фактами и именами.

Оборудование Учебник 3 кл. М. В. Мирук Кубановедение, компьютер, экран, предметы старины, картины по теме урока.
Ход урока
Этап урока Содержание
Орг. момент Подготовка рабочего места к работе
- Ребята, прежде чем начать урок, проверьте и подготовьте свое рабочее место правильно.
Актуализация знаний - Кем была основана большая часть станиц и городов?
- Что представляет собой «войсковой град
Изучение нового материала У каждого человека должен быть дом –
не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дом – станица Новорождественская, наша Кубань. Это большой дом, который мы любим и храним. Это дом, который вы будете беречь и обустраивать, когда станете взрослыми.
Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем доме, нашей Кубани. Наше мероприятие так и называется “На Кубани родной мы живём семьёй одной ”.
Все вы сегодня ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА :Правило первое – не торопись. Сначала подумай, а потом ответь.
Правило второе – сила человека в дружбе. С друзьями вместе можно выполнить самые сложные задания.
Правило третье – трудиться нужно весело, чтоб хорошо трудиться.
Заканчивается наш учебный год. Год, в течение которого мы с вами изучали культуры разных народов, живущих на Кубани. Думаю, со мной согласятся многие, что изучая эти культуры, мы познали мир целой цепи поколений, которые трудясь, творили красоту земли.

- Издавна на Кубань прибывало множество народов. Сюда на южные окраины России от гнета бежали крепостные крестьяне. В поисках лучшей доли приходили приезжали умелые ремесленники, купцы.
Знаете ли вы, что сегодня на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, грузин, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая и понимая друг друга.
- Живя рядом, разные народы Кубани перенимали друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда. Посмотрим, знаете ли вы это.
- Какие элементы одежды горских народов переняли казаки, переселившиеся на Кубань?
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Бешмет – полукафтан типа рубахи.
Черкесска – узкий, длинный кафтан без ворота с вырезом на груди.
Бурка – накидка из войлока без рукавов.
Папаха – головной убор из овчины.
Чувяки – мягкая кожаная обувь, подогнанная под ногу.
Газыри – нагрудные карманы для патронов.
- Какие блюда и продукты появились в кубанской кухне благодаря воздействию живших рядом с казаками народов?
Мамалыга – каша из кукурузы.
Малай – лепешка из кукурузной муки.
Мед – обменивали у адыгов.
Шашлык – жареное на открытом огне мясо.
Болгарский перец – (в помещичьих хозяйствах появились болгары-садовники, которые выращивали перец, баклажаны, помидоры).
Адыги научили делать сухофрукты из яблок и груш, которые долго хранятся, не теряя вкусовых качеств. Также научили казаков строить усовершенствованные ульи.
А еще с Украины казаки привезли песни, танцы, обряды, многие из которых сохранились до наших дней. Послушаем старинную казачью песню.
Звучит кубанская мелодия.
1. В чудесном краю, где растет виноград,

Хлеба колосятся и реки шумят,
Где солнце над морем лазурным встает,
Тепло свое дарит почти круглый год,
2. Единой семьею народы живут,
Кубань хлебосольную «мамой» зовут,
Любимую землю теплом украшают,
Ей песни, легенды свои посвящают.
3. Одна из легенд докатилась до нас.
Ее мы поведуем миру сейчас.
- Сотворяя Землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благодатный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью.
И населил он сей край народами разноязычными, и благославил их, глаголя:
- Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: любите ближнего, как самого себя, и тогда радость и счастье не покинет вас.
- Но ослушались люди Творца своего. Каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру.
И тогда произошло великое несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания. Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на нее. Холод и мрак.
- И воздели люди руки к небу, обратили лицо свое к Создателю и возопили.
- О, Всевышний! Помоги нам, наставь нас на путь истинный!
- Ваша сила в любви и дружбе, и уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля. Капля к капле – будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает ее вновь цветущей и благодатной.
- О, Всемогущий, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что все народы, населяющие сей край, достойны украшать его своими песнями и танцами, обычаями и традициями.
- И сказал Творец:
- «Быть по сему…»
- И был вечер, и было утро, а танцам, песням и всеобщему веселью не было конца. И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полноводную реку, оросившую Землю. Зацвели на ней сады, зашумели хлеба…
- И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.
Физминутка Потягушеньки - порастушеньки,
Поперек толстушеньки,
А в ножках - ходунешьки,
А в ручках - хватушечки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
Итог Вот и готовы «стены нашего дома» . Осталось поставить крышу. Но это будет не простая крыша, а “Крыша добрых дел”.
Каждый из вас может сделать маленькое доброе дело на пользу своей школы, станицы, района (детям раздаются листочки). На этих листочках напишите свое доброе дело и прикрепите на крышу нашего дома (по желанию некоторые учащиеся рассказывают о своем “добром деле”).
Сегодня мы дружно «строили наш общий дом». Через десятки лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани. Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. А сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, музыкой. Кубань ждет вас! Помните и любите историю и культуру своей малой Родины , дела тех кто своим трудом приумножил ее богатство, храните и берегите нашу любимую Кубань.
Д/з