Открытый урок по математике ««Соседи числа. Порядковый счет»

Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательные области: «Познание»,
Разделы: «Математика»
Тема: "Соседи числа. Порядковый счет"
Цели занятия: познакомить детей с понятием: «соседи числа». учить правильно находить и называть соседей чисел в пределах 5; раскрыть значение порядковых числительных и формировать навыки порядкового счёта в пределах 5; закреплять знание цифр 1 - 5, их место в числовом ряду; развивать речь детей, быстроту реакции, познавательный интерес.
Демонстрационный материал: картинки девочки и мальчика (занятие №12); домики с героями из мультфильмов (Русалочка, Белоснежка, Человек - паук, Маугли, Аладдин); цифры 1 - 5 на наборном полотне; Доктор Айболит; животные: лиса, верблюд, носорог, жираф, лев: 5 стульев. Раздаточный материал: волшебные лампы Аладдина (по 5 шт. на каждого); силуэт Джина (1 на каждого); карточки-полоски (см. занятие №7).
Билингвальный компонент: число – сан, доктор – д‰рігер
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей

Мотивационно – побудительный
- К нам на занятие пришли наши знакомые Айсулу и Ильяс. Они очень любят мультфильмы, и у них есть свои любимые герои.
Выставляются на доску - ковролан домики, в каждом из них мультипликационный герой. Номера домов закрыты. Один из ребят выставляет домики на одну линию так, как хочет расселить мультипликационных героев. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у каждого героя есть соседи слева и справа. У первого и последнего - по одному соседу, у остальных по два. Просит детей назвать соседей разных персонажей.
Затем открываются номера домов так, как расселили героев мультфильмов Айсулу и Ильяс. Дети замечают, что номера домов стоят не по порядку, потому что дети их расселили по-другому.
- Поменялись ли соседи у героев мультфильмов? Называют соседей нескольких героев.

Решили дети поселить их всех рядом.



называют
Исправляют ошибки.


Организационно-поисковый


















Вывешивается наборное полотно с цифрами 1 - 5.
- У цифр тоже есть свои «соседи». Но только они всегда живут на своём месте.
Дети называют соседей заданного числа
Дидактическая игра «Цифры перепутались».
Цель игры: закрепить знания о местонахождении цифры в числовом ряду.
Воспитатель убирает или меняет местами цифры. Дети открывают глаза, находят изменения в числовом ряду, исправляют.
- Отгадайте, про кого ещё любят сказку Айсулу и Ильяс.
Лечит взрослых и детей, Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит Добрый доктор...
(Айболит)
На доске-ковролане появляется Айболит, а звери находятся далеко о
·т Айболита вразброс.
Сколько пациентов пришли на прием к доктору Айболиту?
Айболит просит всех подойти поближе. Сколько стало пациентов? Почему столько же?
-Давайте проверим.
Каждому больному хотелось попасть к Айболиту раньше других: Как вы думаете, что предложил доктор Айболит животным, чтобы: не ссорились?
Кто первый? Кто второй?
Давайте вместе посчитаем, чтобы звери запомнили, какими они стоят по счёту.
Носорог забыл, каким он стоял по счёту, подскажите ему.
Лиса уходила покачать лисёнка в коляске, пришла и забыла, какой
по счёту она была.
- Льву позвонили по сотовому телефону, он отошёл, чтобы поговорить и забыл, где стоял, помогите ему.
- Айболит всех вылечил и отпустил домой. Физминутка.
«Займи место в вагоне»
Айсулу и Ильяс приглашают детей поиграть.
Пять стульев стоят друг за другом.
- Ильяс и Айсулу открыли сказку про Аладдина, и вот что они увидели.

(сначала называют цифру слева, затем цифру справа, показывая указкой)
Дети по команде воспитателя закрывают глаза.







(Считают).


(Встать в очередь)

(первый, второй, третий...).

Дети под музыку танцуют. Музыка заканчивается - тот, кто успеет, занимает места в «поезде». Остальные называют, кто в каком вагоне поедет.

Рефлексивно-корригирующий




Работа с раздаточным материалом
- В шкафу, на нижней полке, стояло пять волшебных ламп. Сделайте так же на своих полосках.
- Аладдин потёр первую лампу. (Дети пальчиком слегка трут первую лампу). Джина нет.
- Затем потёр третью лампу, и над ней появился Джин. (Дети выкладывают силуэт Джина над третьей лампой)
- Тут появился Джафар, и Джин спрятался от него в пятую лампу (Дети прячут Джина под пятую лампу)
- Айсулу и Ильяс говорят вам спасибо за то, что вы спрятали Джина от Джафара.
- Чему сегодня нас научили Айсулу и Ильяс?

Работают самостоятельно
Отвечают на вопросы

Ожидаемый результат
Знать: как правильно находить и называть соседей чисел в пределах 5;
Иметь: знание цифр 1 - 5, их место в числовом ряду;
Уметь: раскрыть значение порядковых числительных и формировать навыки порядкового счёта в пределах 5;