Программа внеурочной деятельности в 6 классе Клуб юного журналиста


Пояснительная записка
 
    Современная жизнь быстро увеличивает объём информации. Человеку трудно иногда уследить за ней. В связи с этим одной из задач современной школы становится - обучение ребёнка осмыслять полученные данные и уметь ими оперировать.
Данная программа направлена на решение этой задачи. Необходимо подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания, приобретения необходимых практических навыков помогут им не только в ученические годы, но и в будущем: в самостоятельной жизни каждый из них не раз сможет взяться за перо внештатного корреспондента в интересах дела, общества, государства.
В современных условиях вообще чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны.
Данные занятия способствуют повышению грамотности и в учебной деятельности (особенно на уроках русского языка). А навыки правильного общения способствуют полноценному функционированию личности школьника.
Программа «Юный журналист» разработана для учащихся 6-7 классов. Количество часов в год для каждого класса - 34 (1 час в неделю).
В связи с особенностями содержания программы, задачами, решаемыми в учебном процессе, можно выделить следующие организационные формы деятельности:
-коллективную;
-групповую;
-самостоятельную.
Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Для выполнения поставленной задачи в программе сочетаются такие формы занятий как лекции по теории, психологические игры- тренинги, беседы, пресс – конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты.
Приобретение знаний по журналистике;
Отработка навыка говорения и грамотного письма;
Развитие умения грамотно устанавливать диалог с людьми.
Личностные результаты:
• осознание возможностей самореализации средствами курса «Юный журналист»;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Предметные результаты:
;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Для наблюдения за результатами освоения программы могут использоваться проверочные задания, тестирование, анкетирование, а так же дневник самоконтроля ученика.
Дневник самоконтроля оформляется учащимся в форме портфолио, которое состоит из титульного листа, записи учета достижений и таблицы проверки планируемых и достигнутых результатов (т.е. ребенок в начале курса записывает, чего он стремится достичь за определенный период освоения программы. В процессе наблюдает за своей деятельностью. А в конце периода подводит итог всей работы). Таким образом, возможность следить за процессом освоения курса есть не только у учителя, но и у самого ученика и его родителей.
Учебно-тематический план
№ Название темы Теорети-ческое занятие Практи-ческое занятие Форма контроля
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ (3 часа) 1 Микромир редакции 1 2 Защита данных и изображения 1 3 Официальные лица. Права и обязанности журналиста 1 Круглый стол «Журналист и законодательство»
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа) 4 Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. 1 5 Как находить нужную информацию. 1 ИФОРМАЦИЯ (2 часа) 6 Чем является информация. Типы информации. 1 7 Что такое лид? Способы написания лидов. 1 Написать лид к своей статье.
ИНТЕРВЬЮ (1 час) 8 Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. 1 Написать интервью в школьную газету.
РЕПОРТАЖ (3 часа) 9 Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. 1 Написать репортаж в школьную газету.
10 Техника работы. 1 11 Техника письма. 1 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа) 12 Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. 1 13 Заглавие в тексте. 1 14 Графическое оформление текста. 1 Сдать статью с графическим оформлением.
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа) 15 Комментарий: презентация единого факта. 1 16 Структура рецензии. Критика и рецензия. 1 17 Фельетон. 1 18 Эссе. 1 Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор).
НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час) 19 Кем является Читатель? 1 ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа) 20 Фотоинвентарь и его использование. 1 21 Снимок – символ. 1 22 Фоторепортаж. 1 Сделать фоторепортаж.
23 Авторские и смежные права. 1 КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час) 24 Редакция. 1 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа) 25 Как планировать номер. 1 26,
27 Правка и редактирование текстов. 1 1 Работа с текстом.
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час) 28 Типы газет. 1 РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов) 29 Рекламный текст в печати. 1 30 Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. 1 Составить рекламный текст.
31 Спонсоринг, бартерная договорённость. 1 32 Язык рекламных текстов. 1 33 Профессиональная этика. 1 РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час) 34 Как основать свою газету. 1 Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета»
Список литературы
Литература для учителя
- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989.  
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987. 
Литература для учащихся
- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2. 
- Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.
- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
- Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm