Программа элективного курса по русскому языку Коварные знакипрепинания



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2


Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «27» августа 2015 г.
Утверждаю
Приказ № 346
от «01» сентября 2015 г.

_____________________Л.В.Платицына











Рабочая программа

«Коварные знаки препинания»

для 9 класса




Учитель: Ненашева В. А.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель:
– формирование языковой и лингвистической компетенции:
-осмысление обучающимися основных принципов и тенденций употребления знаков
препинания;
-овладение основными нормами русского литературного языка;
-формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
-формирование представление о языке как о многофункциональной развивающейся системе,
-совершенствование речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей,
навыков речевого взаимодействия, а также навыков, необходимых для продолжения обучения
и профессиональной деятельности выпускников.
-создание условий для духовного и нравственного развития личности школьника.
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;


Задачи:
- обобщить знания обучающихся по русскому языку, полученные в основной школе;
- научить применять обобщённые знания и умения на практике.

Нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
Устав МБОУ Сосновской СОШ №2
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2,
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2;
Учебный план.


Сведения о примерной программе
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой у
обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Обоснование выбора программы
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельного подхода к изучению русского языка в 9 классе Направленность курса на речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

Определение места и роли учебного курса

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Информация о количестве учебных часов

Программа рассчитана на 17 часов (0.5 часа в неделю)

Формы организации образовательного процесса:
- урок изучения нового материала, урок теоретических или практических самостоятельных работ;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации;
- уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков;
- комбинированные уроки


Технологии обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии коммуникативного общения;
- игровые технологии;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения;
-технология работы с одарёнными детьми
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- работа в парах;
- работа в группах различного состава.

Виды и формы контроля:
Промежуточный - зачёт, итоговое тестирование, защита проекта, комплексный анализ текста;.
Тематический – зачёт, тестирование, контрольная работа. Текущий – поурочная оценочная деятельность различных видов деятельности учащихся.


Планируемый уровень подготовки обучающихся:
В результате изучения элективного курса русского языка обучающийся должен
знать/понимать:
-основные правила работы с текстом;
-основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь:
-различать средства выразительности;
-находить в тексте средства выразительности;
-анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
-определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
-использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности,
- использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Для изучения элективного курса используется пособие:

Русский язык 9 класс Коварные знаки препинания. Авторы – составители Л.М. Серегина, О.А.Хорт Волгоград. 2008.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Пунктуационные нормы современного русского языка (3 ч.)

Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания. Системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы. Назначение пунктуации. Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление Закрепление знаний основных пунктуационных норм русского литературного языка.
Обучающиеся должны
знать:
-основные правила работы с текстом.
уметь:
- различать характер заданий к тексту.
- выбор тех или иных знаков препинания;
-овладеть элементами анализа языковых единиц и фактов;
- анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
использовать для:
- самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Контроль: комплексный анализ текста

2. Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей (2 ч)

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах. Разговорные конструкции и пунктуация.
Обучающиеся должны
знать:
-основные сведения по стилистике русского языка.
уметь:
-определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-работать со стилистическими синонимами
-совершенствование знаний о функциях языка.
использовать:
- самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Контроль: комплексный анализ текста


3. Структурный и смысловой принцип пунктуации (4 ч.)
Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
Обучающиеся должны
знать:
-основные сведения по стилистике русского языка.
уметь:
-определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-работать со стилистическими синонимами
-совершенствование знаний о функциях языка.
-регулировать межличностные отношения в соответствии с ситуацией общения;
использовать для:
- совершенствования коммуникативных способностей
Контроль: защита проекта

4. Нерегламентированная пунктуация (3 ч.)
Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
Обучающиеся должны знать:
-сведения о русском языке как развивающемся явлении, о его функционировании в
различных сферах и ситуациях общения;
-синтаксические и пунктуационные нормы
уметь:
- анализировать и классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности;
использовать:
-знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль: тестирование

5. Комбинированные знаки препинания (3 ч.)

Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
Обучающиеся должны
знать:
основные единицы языка и их признаки, анализ структуры и языковых особенностей текста
уметь:
правильно ставить знаки препинания;
использовать для:
увеличения собственного словаря и расширения круга используемых грамматических средств на основе наблюдения за образцами литературного языка;
Контроль знаний: практическое занятие по пройденной теме


Итоговое занятие (2)

Практическая работа. Зачет по пройденным темам












Учебно-тематический план

№ п/п
Темы занятия
Количество часов
Контроль

1
Пунктуационные нормы современного русского языка Основные правила применения знаков препинания в тексте
3
комплексный анализ текста

2
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей
2
комплексный анализ текста

3
Структурный и смысловой принципы пунктуации. Знаки препинания в рекламе Экспрессивный синтаксис
4
защита проекта

4
Нерегламентированная пунктуация:
-историческая;
-концептуально-обусловленная;
-собственно авторская
3
тестирование

5
Комбинированные знаки препинания
3
практическая работа

6
Итоговый контроль
2
зачет

Итого: 17 занятий























Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения элективного курса русского языка обучающийся должен
знать/понимать
-основные правила работы с текстом;
-основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
-использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.




























Литература и средства обучения

Для учителя
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. Москва. Дрофа, 2000
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений. Москва. Дрофа 2002
Елисеева М.Б, Е.Г. Ковалевская Справочник по орфографии и пунктуации
Санкт-Петербург. «Паритет» 2006
Для обучающихся
Русский язык 9 класс «Коварные знаки препинания»
. Авторы – составители Л.М. Серегина, О.А.Хорт Волгоград. 2008.


Технические средства обучения
Компьютер.
Акустические колонки.
Электронно-образовательные ресурсы
Учебно-практическое оборудование
Дидактический раздаточный материал



































Приложение к рабочей программе
«Коварные знаки препинания»

календарно-тематическое планирование
9 класс




















Календарно-тематическое планирование
«Коварные знаки препинания»
(0,5 часа в неделю, 17 уроков за год)
Учитель: Ненашева В.А.
2015-2016 уч. год

№ п/п
Темы занятия

Кол-во часов

Дата
проведения
Примеча-ние




Примерные сроки
изучения
Фактические сроки изучения



Пунктуационные нормы современного русского языка Основные правила применения знаков препинания в тексте
3




1/1
Пунктуационные нормы современного русского языка
1
04.09



2/2
Пунктуационные нормы современного русского языка
1
11.09



3/3
Основные правила применения знаков препинания в тексте. Комплексный анализ текста
1
18.09




Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей
2




4/1
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разных стилей
1
25.09



5/2
Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разных стилей Комплексный анализ текста
1
02.10




Структурный и смысловой принципы пунктуации. Знаки препинания в рекламе Экспрессивный синтаксис
4




6/1
Структурный и смысловой принципы пунктуации.
1
09.10



7/2
Экспрессивный синтаксис
1
16.10



8/3
Знаки препинания в рекламе
1
23.10



9/4
Знаки препинания в рекламе. Практическая работа
1
30.10




Нерегламентированная пунктуация:

3




10/1
Нерегламентированная пунктуация:
-историческая;
1
13.11



11/2
Нерегламентированная пунктуация
- собственно авторская
1
20.11



12/3
Нерегламентированная пунктуация:
- концептуально-обусловленная.
1
27.11




Комбинированные знаки препинания

3




13
Комбинированные знаки препинания Тестирование
1
04.12



14
Комбинированные знаки препинания
1
11.12



15
Практическое занятие по теме «Комбинированные знаки препинания»
1





Итоговые занятия
2
18.12



16
Практическое занятие по пройденным темам
1
25.12



17
Итоговое занятие (зачет)
1
25.12



Итого: 17 занятий



























































Заголовок 115