Урок по географии для 7 класса «Внутренние воды Южной Америки»


Урок географии в 7 классе с использованием элементов теории и технологии способа диалектического обучения.
Автор: Учитель географии Горбань Татьяна Петровна.
Раздел №2 «Материки и океаны»
Тема: Южные материки Урок в теме №8
Тема урока: Внутренние воды Южной Америки.
Цель: Изучение особенностей крупных рек Ю. Америки, зависимости режима и питания рек от климата, зависимости направления и характера течения от рельефа.
Задачи:
Образовательно- развивающие: 1. Сформировать представление об особенностях рек Ю.Америки, о принадлежности их к бассейнам океанов, о влиянии климата и рельефа на режим, питание, характер течения рек.
2. Развивать обще учебные умения и навыки: обобщать, делить, сравнивать и определять понятия.
Воспитательная: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать природоохранное мировоззрение.
Методы: Словесно-наглядный, словесно-логический (СДО)
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы продолжаем изучение раздела «Материки и океаны»
Для начала повторим предыдущий материал.
II. Актуализация знаний.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Климат Ю.Америки.)
А сейчас вы выполните задания по группам. Читаю стихотворение.
Где-то под руками были близко
Капитана одного записки.
Мир Южной Америки ему знаком,
Он себя считает знатоком.
Попытайтесь –ка найти при чтении. Что здесь подвергается сомнению.
Ваша задача – определить типы климатов Ю. Америки и указать на допущенные моряками ошибки. Удачи!
С заданиями все справились.
III. Сообщение темы и цели урока.
Мы будем изучать «Внутренние воды материка» Что вы понимаете под понятием «Внутренние воды?» Вспомните, каковы виды внутренних вод?

Запишите тему урока в тетрадь: «Внутренние воды Южной Америки»
Цель нашего урока: Познакомимся с особенностями крупных рек и озёр Южной Америки и влияние на них климата и рельефа.
IV. Изучение нового материала.
Итак, ребята, сегодня мы в течение урока должны ответить на вопрос.
Каким образом климат и рельеф влияют на характер течения и режим рек (вопрос-суждение)
Посмотрите на карту. К бассейнам, каких океанов относятся реки Ю.Америки?
Бассейны океанов

Тихий Атлантический бессточный бассейн

Приведите примеры рек этих океанов, выйти к доске и записать свои примеры на доске.
Крупных рек нет, реки короткие : Амазонка, Парана, Ориноко: реки впадающие в озёра
покажите эти реки на карте.
А теперь начинаем работать по группам: 3 гр.
приведите примеры по группам .
а сейчас выполним небольшую практическую работу «Характеристика рек»
У вас есть шаблон таблицы её нужно заполнить с помощью карт и материала в учебнике.
Первая группа характеризует реку Амазонку и Ориноко, вторая - озёра, третья – составьте 3-4 сравнения рек и озёр, используя инструктивную карточку СДО №3
Название рек Исток
(начало реки) Устье
Куда впадает)Основное направление питание Значение рек
3 грНазвание озёр Географическое положение Сточное или бесточноеглубина Свойства воды (соленое или пресное) Значение озёр
Группы рассказывают у доски. Делают небольшие сообщения.
ЗАДАНИЕ для 4 гр.
Сравнения:
Если водопад Анхель находится на реке Карони, то водопад Игуасу находится на реке Парана.
Если река Амазонка течёт на запад, то река Парана на юг.
Как Ориноко так и Парана относятся к бассейнам Атлантического океана.
(учащиеся выступают у доски)
(На контурной карте обозначьте реки Амазонка, Ориноко, Парана озёра Титикака, Маракайбо, вдп. Анхель, Игуасу) Обсуждение выполненных заданий.
При ответах учащихся используется презентация, идёт показ соответствующего слайда.
VI. Закрепление изученного.
Почему большая часть рек относится к бассейну Атлантического океана?
(большая часть рек относится к бассейну Атлантического океанапотому, что западная часть материка высокая и понижение рельефа идёт в сторону Атл. ок)
Почему густота речной сети больше в экваториальной части, чем в тропической?(густота речной сети больше в экваториальной части, потому, что выпадает большое количество осадков)
Каким образом рельеф влияет на характер течения?
(рельеф влияет на характер течения, то есть, если территория горная, то течение реки будет быстрым, если рельеф равнинный, то течение будет спокойным.)
Каким образом климат влияет на питание и режим рек?
Если реки находятся в экваториальном типе климата, то питание преимущественно будет дождевое и река будет полноводна круглый год. Если реки находятся в субэкваториальном поясе, то питание рек будет дождевое, режим: половодье в сезон дождей.
Если в тропическом, то реки временные во время выпадения осадков, либо отсутствуют.
Оценки получили следующие учащиеся.
Рефлексия.
VII. Д/З
Выучить номенклатуру по теме «внутренние воды Южной Америки» .