КТП по литературе (7 класс,Меркин)


Пояснительная записка
1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Г.Меркин). Рекомендовано МОиН РФ - М.: «Русское слово», 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2. Приказ Минобразования и науки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.»
3. Приказ Минобразования и науки России № 576 от 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253, на 2015-2016 учебный год»
Нормативные документы Департамента общего и профессионального образования Брянской области:
Приказ Департамента образования и науки Брянской области №776 от 26 марта 2015 года «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год»
Рассмотрена на педсовете МБОУ «Навлинская СОШ №1» о принятии учебного плана (учебной нагрузки учителей) на новый учебный год (протокол №1 от 28 августа 2015г.). Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении учителей гуманитарного цикла (протокол №1 от 27 августа 2015г.)
2. Цели и задачи курса
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Навлинская СОШ №1» на изучение литературы в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 2 часов в неделю в течение одного учебного года.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных педагогических технологий.
4. Используемый учебно-методический комплект и дополнительная литература
Литература7 кл.: Учебник в 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС»
Учебно-методический комплект состоит из учебника и рабочей тетради.
Дополнительная литература - тексты художественных произведений.
5. Содержание рабочей программы по литературе 7 класс
Тема Содержание Количество часов
Введение Введение. Любите читать! 1
Устное народное творчество Из устного народного творчества «Святогор и Микула Селянинович» 3
«Илья Муромец и Соловей- разбойник» Русские народные песни Древнерусская литература Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…» 2
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Русская литература 18в. М.В. Ломоносов
Краткие сведения о М.В. Ломоносове 5
Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Г.Р. Державин
«Властителям и судиям» Д.И.Фонвизин
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии ,ее проблематика Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии Русская литература 19в. А.С. Пушкин
«К Чаадаеву» 26
«Во глубине сибирских руд…» «Песнь о вещем Олеге» «Полтава» М.Ю.Лермонтов
в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов - художник. «Родина» «Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…» Основные мотивы «Песни…» Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича Акакий Акакиевич и «значительное лицо».Фантастика в повести. И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. «Нищий». Тематика, художествен
ное богатство стихотворения в прозе. Н.А.Некрасов. Краткие сведения. «Вчерашний день , часу в шестом…» «Размышления у парадного подъезда» «Железная дорога» М.Е.Салтыков -Щедрин. Краткие сведения о писателе. Некоторые особенности сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина. «Дикий помещик» «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…» Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России. А.А.Фет. «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Вечер». А.П.Чехов «Хамелеон». «Смерть чиновника» Произведения русских поэтов 19 в. о России Русская литература 20в. М.Горький
«Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни». 23
Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Краткие сведения об И.А. Бунине «Догорел апрельский светлый вечер…» «Кукушка» Краткие сведения об А.И. Куприне. «Куст сирени» «Allez!» Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Краткие сведения о С.А. Есенине. «Я покинул родимый край…» «Отговорила роща золотая…» Краткие сведения о И. С. Шмелеве. «Русская песня» Краткие сведения о М. М. Пришвине «Москва-река» Краткие сведения о К. Г. Паустовском.
«Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство» «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться…» Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…» «Василий Теркин».Главы «Переправа», «Два солдата». Лирика поэтов - участников великой отечественной войны. Краткие сведения о Б.Л.Васильеве «Экспонат №…» Краткие сведения о В.М.Шукшине «Микроскоп» Русские поэты ХХ в. О России Зарубежная литература Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты 8
Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата» «Джон Ячменное Зерно» Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ» Краткие сведения о Мацуо Басё Хокку Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия») Внеклассное чтение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Краткие сведения об Я Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?» Итоговые уроки. Резерв. Рекомендации для летнего чтения 2
Резерв 6.Требования к уровню подготовки обучающихся
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
7. Учебно - тематический план
№ п/п Тема Количество часов Из них на развитие речи
Введение 1 -
Устное народное творчество 3 1
Древнерусская литература 2 -
Русская литература 18в. 5 -
Русская литература 19в. 26 3
Русская литература 20в. 23 1
Зарубежная литература 8 -
Итоговые уроки. Резерв. 2 -
8. Учебно-методическое обеспечение программы
О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009. – С. 198  202.
Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. // Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г.
Г.И.Беленький. Литература. 7 класс. М.: «Просвещение», 2007г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.
Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»
Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»
В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»
Иллюстративный материал.
Таблицы. Теория литературы
Роды литературы
Художественные системы в литературе
Классицизм. Сентиментализм
Романтизм. Модернизм
Реализм как литературное направление
Темы и мотивы в литературе
Жанры лирики
Жанры лирики
Рифма
Принципы ритмической организации стихотворений
Строфа
Виды строф в лирике
Виды строф в лирике
Твёрдые стихотворные рифмы
стихосложение
Лирический герой
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Электронные пособия
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
Русская литература от Нестора до Маяковского.
Русская поэзия XVII-XX веков.
Хрестоматия по русской литературе.
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
Мудрые мысли и изречения. Том 3.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
А.Грин “Алые паруса”.
А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
А.П.Чехов. Рассказы.
Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
Календарно-тематический план по литературе 7 класс (70 часов)
№ урока Тема раздела, урока Количество часов Оснащение урока Теоретические понятия Домашнее задание Дата проведения урока
по плану фактически
I четверть (9 недель - 18 часов)
Введение - 1ч
1 Введение. Любите читать! 1 Составление цитатного плана статьи учебника, лексическая работа, сообщение учителя, беседа, письменный ответ на вопрос, анкетирование Подготовить выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович», прочитать статью Б.Н.Путилова «Былины» и приготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике. Устное народное творчество- 3ч
2 Из устного народного творчества «Святогор и Микула Селянинович» 1 Сообщения учителя и учащихся , выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин русских художников. Эпос,былина, эпические жанры в фольклоре Прочитать былину «Илья Муромец и соловей –разбойник», прочитать статью «В поэтическом мире былин». 3 «Илья Муромец и Соловей- разбойник» 1 Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников Тематика былин, персонажи, параллелизм, гипербола, эпитеты.
Сравнения, тонический стих. РР Написать сочинение-описание картины
В.М. Васнецова «Богатыри» 4 Русские народные песни 1 Сообщение учителя и учащихся,
работа с учебником, репродукциями картин русских художников,
прослушивание музыкального фрагмента Песенные жанры в фольклоре,
обрядовая поэзия,
колядные и масленичные песни,
эпитеты,
метафоры,
сравнения,
олицетворения Подготовить выразительное чтение колядных,
масленичных песен.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение об обряде колядования Масленице,
масленичных песнях. Древнерусская литература - 2ч
5 Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…» 1 Викторина по «Повести временных лет», сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин Эпические жанры в древнерусской литературе Прочитать фрагмент «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…», записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента. 6 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 1 Беседа, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, заполнение таблиц, прослушивание музыкальных фрагментов Повесть,
волшебная сказка,
житие, символ Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Русская литература 18в. - 5ч
7 М.В. Ломоносов
Краткие сведения о М.В. Ломоносове 1 Сообщение учителя и учащихся, запись основных сведений в таблице, отбор материала для выставки и слайдовой презентации, выразительное чтение, работа с учебником Составить сообщение о классицизме в русской литературе, архитектуре, живописи, музыке по материалам учебника и урока. 8 Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» 1 Сообщение учителя и учащихся, лексическая работа ,работа с иллюстрациями ,исследовательская работа с текстом, беседа Выучить отрывок из оды «На день Восшествия…» наизусть. 9 Г.Р. Державин
«Властителям и судиям» 1 Выразительное чтение, сопоставленный анализ текста 81 псалма и стихотворения Г.Р. Державина, лексическая работа, беседа Лирическое стихотворение, переложение, псалом, риторические фигуры Прочитать комедию
Д.И. Фонвизина «Недоросль» 10 Д.И.Фонвизин
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии ,ее проблематика 1 Исследовательская работа с текстом, составление устного рассказа о героях, сообщение учителя и учащихся, беседа, лексическая работа Система персонажей в пьесе Выписать цитаты, характеризующие героев комедии. Составить рассказ о героях. 11 Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии 1 Исследовательская работа с текстом, обобщение результатов исследования, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение по ролям, работа с учебником Классицизм, новаторство Прочитать статью «После Лицея», составить рассказ о пребывание А.С. Пушкина в Петербурге, используя материалы учебника. Русская литература 19в. - 26ч
12 А.С. Пушкин
«К Чаадаеву» 1 Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа ,беседа Дружеское послание Выучить стихотворение «К Чаадаеву» наизусть. 13 «Во глубине сибирских руд…» 1 Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, слайдовая презентация, беседа Послание Выучить стихотворение «Во глубине сибирских руд…» наизусть. 14 «Песнь о вещем Олеге» 1 Сообщение учителя и учащихся.выразительное чтение, лексическая работа, составление таблицы по результатам исследовательской работы с текстом, беседа Летопись, баллада Составить статью для словаря литературоведческих терминов «Аллегория», используя определение в учебнике, материалы урока и план. Выучить стихотворение. 15 «Полтава» 1 Выразительное чтение, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями учебника, сообщения учителя и учащихся Образный мир поэмы, прототип и художественный образ Прочитать фрагменты поэмы А.С. Пушкина «Полтава», подобрать цитаты к пунктам плана: 1. Начало боя. 2. Появление Петра. 3.Карл XII. 4. Битва в разгаре. 5. Победа. 6. Пир Петра. 16 М.Ю.Лермонтов
в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов - художник. 1 Работа со статьей учебника, сообщения учителя и учащихся, составление письменного ответа на вопрос, беседа. Составить рассказ о поэте по материалам статьи учебника и урока. 17 «Родина» 1 Выразительное чтение,исследовательская работа с текстом, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся. Градация, жанры лирики Выучить стихотворение «Родина» наизусть. 18 «Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…» 1 Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, лексическая работа, работа с учебником. Вымысел и верность исторической правде. Подготовить выразительное чтение 2 и 3 главы «Песни…», выучить наизусть фрагменты «Песни…» 19 Основные мотивы «Песни…» 1 Прием контраста РР Подготовить письменный анализ эпизода «Песни…».Прочитать повесть «Шинель». II четверть (7 недель - 14 часов)
20 Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича 1 Выразительное чтение фрагментов повести, лексическая работа. «Говорящие» фамилии Составить художественный пересказ эпизодов. 21 Акакий Акакиевич и «значительное лицо».Фантастика в повести. 1 Выразительное чтение, художественный пересказ. Исследовательская работа с текстом. Сатирическая повесть РР Написать сочинение по повести. Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч». 22 И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч».Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. 1 Выразительное чтение, художественный пересказ. Исследовательская работа с текстом. Портрет и характер.рассказчик Подготовить письменные характеристики Хоря и Калиныча, подчеркнув особенности их отношения друг к другу, к окружающим людям, к занятиям. 23 «Нищий». Тематика, художествен
ное богатство стихотворения в прозе. 1 Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Исследовательская работа с текстом, лексическая работа , сообщение учителя, беседа. Стихотворение в прозе Прочитать статью учебника «Современники о Некрасове». 24 Н.А.Некрасов. Краткие сведения. «Вчерашний день , часу в шестом…» 1 Выразительное чтение, работа с материалами учебника. Диалоговая речь Выучить наизусть стихотворение. «Вчерашний день , часу в шестом…» 25 «Размышления у парадного подъезда» 1 Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа , работа с иллюстрациями и статьей учебника. Беседа. Выучить фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда», прочитать поэму «Железная дорога». 26 «Железная дорога» 1 Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Исследовательская работа с текстом, лексическая работа , сообщение учителя, беседа. Диалоговая речь Выучить 1 часть стихотворения «Железная дорога» наизусть. 27 М.Е.Салтыков -Щедрин. Краткие сведения о писателе. Некоторые особенности сказок М.Е.Салтыкова – Щедрина. 1 Сообщения учителя и учащихся. Работа с таблицами и материалами учебника, выразительное чтение. Аллегория Составить цитатный план статьи учебника, посвященной М.Е.Салтыкову -Щедрину, прочитать сказку «Дикий помещик», составить ее цитатный план. 28 «Дикий помещик» 1 Составление цитатного плана статьи учебника и сказки. Выразительное чтение по ролям. Гротеск, аллегория, сатирический образ, сатирический персонаж, мораль. Прочитать сказку « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…», составить цитатный план сказки. 29 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…» 1 Составление цитатного плана статьи сказки, выразительное чтение по ролям, беседа. Сказка, повесть РР Написать сочинение-миниатюру «Нужна ли сатира сегодня?» 30 Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». 1 Сообщения учителя и учащихся, оформление результатов работы в таблицах, работа с иллюстрациями учебника. Подготовить пересказ вводной статьи учебника о Л.Н.Толстом, ответы на вопросы после статьи. Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». 31 «Севастополь в декабре месяце». 1 Выразительное чтение, рассказ о герое. Работа с иллюстрациями учебника. Рассказ, книга рассказов. Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта по плану. 32 Н.С.Лесков. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. 1 Выразительное чтение, лексическая работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа. Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь. Прочитать сказ «Левша». 33 Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России. 1 Выразительное чтение, беседа, пересказ статьи учебника «В мире художественного слова Н.С.Лескова». Сказовый характер прозы. Подготовить пересказ статьи учебника « в мире художественного слова Н.С.Лескова», цитатный план статьи учебника об А.А.Фете. III четверть (10 недель - 20 часов)
34 А.А.Фет. «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Вечер». 1 Выразительное чтение наизусть. Метафора , эпитет, олицетворение. Выучить стихотворение А.А.Фета по выбору. Прочитать рассказ А.П.Чехов «Хамелеон». 35 А.П.Чехов «Хамелеон». 1 Исследовательская работа с текстом, беседа, выразительное чтение, лексическая работа Психологический портрет, сюжет. Прочитать рассказ «Смерть чиновника». 36 «Смерть чиновника» 1 Лексическая работа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение по ролям. Сатира Выразительное чтение стихотворений русских поэтов 19в. О России. 37 Произведения русских поэтов 19 в. о России 1 Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом. Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение. Прочитать статью учебника «Автобиография». Русская литература 20в. - 23ч
38 М.Горький
«Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни». 1 Составление цитатного плана произведения, выразительное чтение, пересказ. Прочитать избранные главы из первой части трилогии «Детство».Подобрать цитаты- названия для глав повести. Подготовить рассказ о Хорошем Деле, цыганке, мастере Григории. 39 Народная Россия в изображении М.Горького. Гуманистическая направленность повести. 1 Составление рассказа о герое, выразительное чтение по ролям, заполнение таблицы, обобщающей результаты беседы. Прочитать «Легенду о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Подготовить художественный пересказ легенды о Ларе. 40 «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». 1 Выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом. Романтизм РР Написать сочинение на одну из тем в учебнике. 41 Краткие сведения об И.А. Бунине «Догорел апрельский светлый вечер…» 1 Работа с учебником с учебником, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кукушка». 42 «Кукушка» 1 Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа Эпитет, метафора, Олицетворение Прочитать рассказ «Куст сирени». 43 Краткие сведения об А.И. Куприне. «Куст сирени» 1 Актуализация полученных знаний. Составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, художественный пересказ от лица героя рассказа. Лексическая работа, беседа Рассказ, анекдот Прочитать рассказ «Allez!». Составить цитатные планы эпизодов, в которых звучит слово «allez». 44 «Allez!» 1 Составление цитатного плана рассказа, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, беседа Диалог, деталь, мотив Прочитать статью учебника о В. В. Маяковском. Ответить на вопросы после статьи. 45 Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 1 Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрациями Каламбур, ритм, «лесенка» Выучить фрагмент из стихотворения В.В. Маяковского «Необыкновенное приключение…» ( по выбору учителя). 46 Краткие сведения о С.А. Есенине. «Я покинул родимый край…» 1 Работа с учебником, Исследовательская работа с текстом, беседа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение Образ, пейзаж, поэтический синтаксис Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый край…» 47 «Отговорила роща золотая…» 1 Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстративными материалами учебника, исследовательская работа с текстом, беседа, сообщение учителя и учащихся. Авторский неологизм, метафора Выучить стихотворение «Отговорила роща золотая…». Прочитать в учебнике статью, посвященную И. С. Шмелеву. 48 Краткие сведения о И. С. Шмелеве. «Русская песня» 1 Выразительное чтение, лексическая работа. Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, устное словесное рисование, беседа Рассказчик и его роль в повествование Прочитать статью в учебнике о М. Н. Пришвине, составить план рассказа о писателе. 49 Краткие сведения о М. М. Пришвине 1 Составление плана статьи учебника. Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос Прочитать рассказ
М. М. Пришвина «Москва-река». 50 «Москва-река» 1 Выразительное чтение по ролям, беседа. Исследовательская работа с текстом. Сообщение учителя и учащихся. Подтекст, градация. Эпитеты, метафора Прочитать вводную статью о К. Г. Паустовском, составить тезисный план. Подготовить Выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части « Первое знакомство». 51 Краткие сведения о К. Г. Паустовском.
«Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство» 1 Выразительное чтение, художественный пересказ, составление тезисного плана статьи учебника, беседа Лирическая проза Подготовить выразительное чтение частей: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». Выписать из части «Леса» слова и сочетания слов, передающие ощущение цвета. 52 «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие». 1 Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, лексическая работа. Эпитеты, метафоры, олицетворения, пейзаж как сюжетообразующий фактор Выполнить задания 7, 8 учебника на материале частей «Леса» и «Луга». Из части «Луга» выписать метафоры. 53 Краткие сведения о Н.А.Заболоцком. «Не позволяй душе лениться…» 1 Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, лексическая работа. Риторические восклицания, метафоры, роль глаголов и местоимений Выучить стихотворение Н.Заболоцкого « Не позволяй душе лениться…». Написать эссе «Труд души». IV четверть (9 недель - 18 часов)
54 Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…» 1 Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщение учителя и учащихся. Композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис. Прочитать главы поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», «Переправа», «Два солдата». 55 «Василий Теркин».Главы «Переправа», «Два солдата». 1 Сообщение учителя и учащихся, составление плана сообщения по статьям учебника, выразительное чтение. Поэма Выучить стихотворение А.Т.Твардовского или фрагмент из поэмы «Василий Теркин». 56 Лирика поэтов - участников великой отечественной войны. 1 Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, лексическая работа. Эпитет, метафора.олицетворение Прочитать рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №…». Составить цитатный план рассказа о судьбе анны Федотовны. 57 Краткие сведения о Б.Л.Васильеве «Экспонат №…» 1 Выразительное чтение ,составление цитатного плана рассказа. Рассказчик и его роль в повествовании Составить тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям». 58 Краткие сведения о В.М.Шукшине 1 Выразительное чтение фрагментов книги В.Коробова «Слова о малой родине» В.М.Шукшина. Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Микроскоп». 59 «Микроскоп» 1 Выразительное чтение, работа с учебником и иллюстрациями, работа с текстом, беседа Язык персонажей Подготовить сообщения об А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Я.В. Смелякове, А.И. Фатьянове, А.Я Яшине и др. 60 Русские поэты ХХ в. О России 1 Выразительное чтение, сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, обобщение и систематизация Сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание Составить план рассказа об У. Шекспире по статье «Уильям Шекспир». Зарубежная литература - 8ч
61 Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты 1 Выразительное чтение, беседа Сонет Составить план статьи учебника о Р. Бёрнсе. 62 Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата» 1 Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа Лиро-эпическая песня Подготовить выразительное чтение стихотворения «Джон Ячменное Зерно». 63 «Джон Ячменное Зерно» 1 Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщение учителя и учащихся, беседа Баллада, метафора Составить план статьи о Р. Стивенсоне. Составить художественный пересказ глав романа «Остров сокровищ» (гл. 13, 14, 15) 64 Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ» 1 Художественный пересказ глав романа, сообщение учителя и учащихся. Роман Составить план рассказа о М. Басё по материалам учебника. Подготовить ответы на вопросы 1-3 после статьи. 65 Краткие сведения о Мацуо Басё Хокку 1 Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, беседа Хокку (хайку) Выучить наизусть хокку
(по выбору). Составить вопросы к статье об А. Сент-Экзюпери. Прочитать первую главу романа «Планета людей». 66 Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия») 1 Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа Эссе Подготовиться к внеклассному чтению. 67 Внеклассное чтение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 1 Выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа, беседа Составить план рассказа об Я. Купале по материалам учебника. 68 Краткие сведения
обЯ Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?» 1 Выразительное чтение, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, беседа Итоговые уроки. Резерв - 2ч
69 Рекомендации для летнего чтения 1 70 Резерв 1