КТП по литературе (6 класс, Меркин)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 43


Рассмотрено_______ Согласовано________ Утверждено________
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
_____________________ ___________________ ___________________



Рабочая программа учебного курса
по литературе
6 а,б классов
2014
· 2015 учебного года





Разработала:
Шахматова Зоя Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы







Хабаровск, 2014

Программы, на основе которых составлена данная рабочая программа
Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений.
· Дрофа, 2007.
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы.
· М.: «Русское слово», 2010 г.
Цели, задачи
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности,
формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностями отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
формирование умений находить темы, проблемы, идеи произведения;
развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
Структура курса
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид»
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Поучение» Владимира Мономаха
М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»
В.А. Жуковский «Светлана»
А.С. Пушкин «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», роман «Дубровский»
М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении)
И.С. Тургенев «Бирюк», «В дороге»
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...»
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»: «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство»; «Бедные люди»
В.Г. Короленко «В дурном обществе» (В сокращении)
А.П. Чехов «Шуточка», «Налим», «Толстый и тонкий»
И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти»
А.И. Куприн «Белый пудель», «Тапер»
С.А. Есенин «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Тихая моя родина»
Из поэзии о Великой Отечественной войне: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; А.А. Ахматова «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Д.С. Самойлов «Сороковые»; Р. Гамзатов «Журавли»
В.П. Астафьев «конь с розовой гривой»
Сказка о Синдбаде-мореходе (отрывок)
Я. и В. Гримм «Снегурочка»
О. Генри «Вождь Краснокожих»
Дж. Лондон «Любовь к жизни»
Место предмета в учебном плане: 68 ч. в год (2 ч. в неделю), из них 14 ч.
· уроки развития речи.
Содержание тем учебного предмета
Введение (1 ч.)
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга
· необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии (3 ч.)
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества. Предания, легенды, сказки (3 ч)
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Из древнерусской литературы (2 ч + 1 ч р/р)
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.
Из литературы XVIII века (2 ч.)
М.В. ЛОМОНОСОВ (2 ч)
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературы XIX века (25 ч + 11 ч р/р)
В.А. ЖУКОВСКИЙ (2 ч + 1 ч р/р)
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».
А.С. ПУШКИН (7 ч + 3 ч р/р)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский»
· историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 ч + 1 ч р/р)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины И. Шишкина «На севере диком...»; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Н.В. ГОГОЛЬ (3 ч + 2 ч р/р)
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
И.С. ТУРГЕНЕВ (2 ч + 1 ч р/р)
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ (1 ч + 1 ч р/р)
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60
·70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, анапест, амфибрахий; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (2 ч + 1 ч р/р)
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Связь с другими искусствами: репродукция картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

В.Г. КОРОЛЕНКО (2 ч + 1 ч р/р)
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
А.П. ЧЕХОВ (3 ч)
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; составление кадров для диафильма.
Из литературы XX века (11 ч + 2 ч р/р)
И.А. БУНИН (2 ч)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН (2 ч)
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
C.A. ЕСЕНИН (2 ч)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа
· один из основных образов C.A. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
М.М. ПРИШВИН (2 ч + 1 ч р/р)
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрация к эпизоду, устное рисование.
Н.М. РУБЦОВ (1 ч)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».
Из поэзии о Великой Отечественной войне (1 ч)
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: военный плакат; подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукция картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».
В.П. АСТАФЬЕВ (1 ч + 1 ч р/р)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Из зарубежной литературы (4 ч.)
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.
Я. и В. ГРИММ (1 ч)
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве
· с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН (1 ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Заключительный урок (1 ч)
Резервные уроки (2 ч)
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда»
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»
И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение (по выбору)
Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).
Ценностные ориентиры
Литература
· одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры в широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Литература как учебный предмет позволяет учителю формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры учащихся. Приобщение к вечным ценностям литературной классики способствует постановке приоритетных целей:
воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике,
совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Основные виды деятельности обучающихся
самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть,
разные виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, перестройкой текста и с творческими дополнениями,
интерпретация текста,
работа с терминами и методическим аппаратом учебника,
составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного,
работа над особенностями языка художественного произведения,
подготовка сообщений,
монологический ответ; участие в беседе и диалоге,
работа с таблицей и схемой,
работа с иллюстрацией,
выявление авторской позиции,
написание сочинений разных видов, письменного ответа на вопрос,
подготовка презентаций.

Информационно-методическое обеспечение
Фундаментальное ядро общего образования / РАН; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.
· 4-е изд., дораб.
· М.: Просвещение, 2011.
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. М.: Русское слово, 2010г.
Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.. Литература, 6 класс. М.: Русское слово, 2010г.
Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 6 класс: в 2 ч. / Ф. Е. Соловьёва; под ред. Г. С. Меркина.
· М.: ООО «Русское слово
· учебник», 2013.
Черных О.Г. Практикум по литературе: 6 класс.
· М.: ВАКО, 2011.
· 160 с.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы.
· М.: «Вако», 2006.
Материалы журнала «Литература в школе», газеты «Первое сентября».
ЭОР.
Интернет-ресурсы.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Примерная программа предусматривает формирование у учеников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Обучающиеся должны знать базовые эстетические понятия и категории:
Искусство. Книга как явление культуры и искусства.
Мифы народов мира.
Виды и формы фольклора.
Система образов: центральные и второстепенные.
Литературные жанры (эпические, лирические, лиро-эпические, драматические).
Средства художественной выразительности.
Основы стихосложения.
Композиция лирического произведения.
Фабула. Фабульные элементы: пролог, развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Обучающиеся должны уметь:
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительно читать произведения или отрывок наизусть;
самостоятельно осмысливать художественное произведение (сказку, стихотворение, отрывок рассказа или повести);
давать характеристику героям произведения, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
выявлять роль героя, портрета, детали, пейзажа в произведении;
составлять простой и сложный план, тезис, конспект;
находить художественные особенности текста;
высказывать собственное суждение об иллюстрациях к произведению;
работать с энциклопедией, учебником, дополнительным материалом, критической статьёй, биографическим материалом;
овладеть литературоведческой терминологией.
Ученики, закончившие шестой класс, должны знать:
содержание текстов программных произведений;
определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии.

Ученики, закончившие шестой класс должны уметь:
выделить основные изобразительно-выразительные средства литературного произведения;
проанализировать сюжет и композицию литературного произведения;
построить устный аргументированный развернутый ответ на поставленный вопрос;
составить схему ритмического рисунка стихотворного произведения;
дать развернутый письменный ответ на поставленный вопрос;
понимать и уметь использовать при изучении (чтении) художественных произведений следующие основные понятия: средства художественной выразительности (эпитет, метафора, гипербола), миф, легенда, историзм и средства создания исторического колорита в литературном произведении, средства стилизации, пафос художественного произведения, факт и вымысел в художественном произведении на историческую тему; тема, проблема, композиция и сюжет литературного произведения, сюжетно-композиционные элементы, виды композиции, способы организации сюжета, стихотворный ритм, стихотворная стопа, размер;
уметь пересказывать содержание, выделяя основные события, эпизоды произведения, тему, сюжет, композицию, идею, элементы композиции, изобразительно-выразительные средства литературного произведения.

Изменения, внесенные в программу
Данная рабочая программа обеспечена авторской программой Г.С. Меркина и материалом учебника-хрестоматии, соответствует в содержании и практической части примерной программе по литературе. В рабочей программе сохранена трактовка произведений, данная составителями авторской программы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата
Тема урока
Краткое содержание урока
Теория литературы и историко-литературные сведения
Основные виды деятельности
Межпредметные и внутрипредметные связи
Обогащение словарного запаса
Домашнее задание

Тема № 1 Введение (1 ч)


О литературе, читателе и писателе.
Специфика художественной литературы как искусства слова. Выявление круга читательских интересов школьников, подготовка к восприятию курса литературы 6 класса.
Писатель
· книга
· читатель. Книга художественная и учебная.
Устные высказывания, выразительное чтение
Особенности работы с учебной хрестоматией



Тема № 2 Из древней мифологии (3 ч)


Миф «Пять веков».
Художественная идея мифа, проявляющаяся в описании горестной картины современности, к которой принадлежит автор поэмы «Труды и дни»; мировосприятие Гесиода.
Миф, мифологический сюжет.
Составление тезисных планов статьи учебника, работа с терминами и учебником, сообщения учителя и учащихся
Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.




«Прометей».
Символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к самостоянию и творчеству; образ Прометея.

Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями, работа с учебником
Г.Ф. Фюгер «Прометей несет людям огонь», П.П. Рубенс «Прометей прикованный»




«Яблоки Гесперид».
Образ Геракла, осмысление значения имен героев, упомянутых в мифе.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с иллюстрациями, составление цитатного плана произведения, выразительное чтение.
Образ Геракла в скульптуре, живописи, литературе.



Тема № 3 Из устного народного творчества (3 ч)


«Солдат и смерть».
Свойства жанра легенды, заключающиеся в утверждении морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад; художественная идея легенды; отношение героя к смерти как части жизни.
Легенда
Художественный пересказ, заполнение таблицы, беседа. Самостоятельная исследовательская работа с текстом.





«Как Бадыноко победил одноглазого великана».
Жанровые особенности предания; знакомство с нартским эпосом; идея предания; значение собирательного образа народа в предании; сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее.
Предание, нартский эпос.
Исследование (сравнение предания и мифа), беседа работа с терминами, художественный пересказ, сообщения учителя.
Устное народное творчество народов Северного Кавказа.




«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Жанровые особенности волшебной сказки, композиционные и языковые особенности «Сказки...», нравственные уроки сказки.
Волшебная сказка, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, сообщения учителя и учащихся.
Значение образов Бабы-яги, Ивана-царевича в русском фольклоре.



Тема № 4 Из древнерусской литературы (2 ч + 1 ч р/р)


р/р 1
«Сказание о белгородских колодцах».
Представление о «Сказании...» как части летописи «Повесть временных лет», художественная идея сказания
Сказание.
Сообщения «искусствоведа», «литературоведа» и учителя, слайдовая презентация, работа с терминами.
История и культура Древней Руси.
Болтушка, вече, корчага, латка, осада, отруби, печенеги.



«Повесть о разорении Рязани Батыем».
Художественная идея произведения, проявившаяся в финальном эпизоде
· обвинительной речи патриота-народолюбца в адрес прямых виновников бедствия
· русских князей.
Древнерусская повесть, плач.
Сообщения «историка», «литературоведа», самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, работа с терминами, составление плана повести.





«Поучение» Владимира Мономаха.
Художественная идея «Поучения» (призыв к милосердию и состраданию); качества личности автора, художественные особенности произведения.
Поучение, автор и герой.
Лексическая работа, сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа» и учителя, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа.
Портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.
Милосердие, покаяние, справедливость, самоуничижение.


Тема № 5 Из литературы XVIII в. (2 ч)


М.В. Ломоносов
· гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.
Неповторимая, уникальная личность М.В. Ломоносова, человека определенной эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; основные жанры поэтического творчества М.В. Ломоносова

Составление планов статей учебника, работа с таблицами, сообщения учителя, создание заметок по ходу прослушивания сообщения, беседа.


Наизусть № 1


«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
Наизусть № 1
Значение подвижнической деятельности М.В. Ломоносова для российской науки; ключевая идея стихотворения, проявляющаяся в стремлении лирического героя к обретению внутренней свободы.
Иносказание, многозначность слова и образа, риторическое обращение.
Лексическая и самостоятельная работа с раздаточным материалом, выразительное чтение наизусть.

Внутренняя свобода


Тема № 6 Из литературы XIX в. (25 ч + 11 р/р)


В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С. Пушкин
Основные факты биографии В.А. Жуковского; наиболее яркие качества личности поэта, проявившиеся во взаимоотношениях В.А. Жуковского и А.С. Пушкина

Выразительное чтение, сообщения учащихся и учителя, экскурсия, заполнение таблиц
Портрет В.А. Жуковского. Отражение в творчестве Жуковского национальной самобытности русского народа.




Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана».
Признаки баллады как жанра, особенности замысла баллады, связанного с личностью, жизненными судьбами и характерами Саши и Маши Протасовых.
Жанр баллады. Творческая история баллады.
Беседа, составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащегося, словарная работа
К. Брюллов «Гадающая Светлана»




р/р 2
Анализ баллады «Светлана».
Лейтмотив баллады и особенности оптимистического мировосприятия героини.
Лейтмотив, реальное, фантастическое, фабула
Составление ассоциативных рядов, лексическая работа, беседа, сообщения учащихся и учителя, чтение отрывков наизусть, работа с терминами

Оптимизм, меланхолия.



Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина
Факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта.

Чтение наизусть стихотворений, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, выставка.

«Лицейский дух»
Наизусть № 2


А.С. Пушкин «Деревня»
Наизусть № 2
Гражданская позиция автора, проявлявшаяся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком.
Двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; элегия.
Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, письменного высказывания по предложенному началу, беседа, работа с терминами.





р/р 3
«Зимнее утро». Анализ стихотворения
Контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы в стихотворении, противопоставление чувства лирического героя неполноте жизни, заметной и в сонной «красавице», и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты.

Лексическая работа, сравнение чернового и чистового вариантов текста, выразительное чтение, беседа.


Наизусть № 3


р/р 4
Стихотворения А.С.Пушкина.
Наизусть № 3
Многоуровневый анализ текста.

Прослушивание музыкальных произведений, стихотворений в исполнении мастеров художественного слова.





А.С.Пушкин «Дубровский».
Историческая эпоха в романе. История создания, прототипы героев.
Историческая правда и художественный вымысел.
Лексическая работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение; сравнение описания усадеб (Покровское, Арбатово, Кистенёвка)
Русская усадьба XIX века.





Причины ссоры Дубровского и Троекурова.
Причины ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Характеры героев, мотивы их поведения.
Основной конфликт; центральные персонажи.
Составление сопоставительных таблиц, выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа.

Чувство собственного достоинства, высокомерие.



Отец и сын. Авторское отношение к героям
Центральная проблема романа, проявляющаяся в столкновении независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, всевластие; духовная преемственность отца и сына Дубровских.
Авторская позиция
Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев и пересказ-анализ, беседа, чтение по ролям.

Честность, своеволие, духовный преемник.




Владимир Дубровский
· доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.
Причины неспособности героя, наделенного лучшими личностными качествами, изменить несправедливые законы, признанные обществом: чувства, которыми руководствуется герой в своих действиях, приводят его к катастрофе, а смена социальных ролей не меняет его внутренней сущности.

Анализ эпизода «Дубровский в Кистеневской роще», краткий пересказ от лица героя, работа с учебником, лексическая работа.

Благородство, решительность, самообладание, мужество, хладнокровие, выдержка, чувствительность.



Дубровский и Маша Троекурова.
Причины поражения героя, отказа Марии Троекуровой от помощи Дубровского.

Составление сравнительной таблицы, выразительное чтение, пересказ от лица героев, беседа, работа с учебником, лексическая работа

Эгоизм, жестокость, лицемерие.



р/р 5
КС1
Классное сочинение № 1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский»


Самостоятельная письменная работа учащихся.
Роман «Дубровский» в русском искусстве




Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове.
Этапы становления личности поэта, сущность сложных отношений с властью и обществом.

Работа с иллюстрациями, заполнение хронологической таблицы по ходу урока. Беседа, работа с учебником
Вольнолюбивые мотивы




р/р 6
«Тучи». Анализ стихотворения.
Наизусть № 4
Значение мотива странничества в творчестве М.Ю. Лермонтова, смысл последних слов стихотворения, свидетельствующих об особенностях мировоззрения поэта, воспринимающего человеческую жизнь как «земное краткое изгнанье».
Антитеза
Работа с учебником, составление рядов слов, соотнесенных с ключевыми понятиями урока, беседа

Странничество, изгнанничество.
Наизусть № 4



М.Ю. Лермонтов. «Парус».
Идея произведения, проявляющаяся в стремлении олицетворенного образа паруса к неуспокоенности и мятежу; особенности художественного мира стихотворения, проявляющиеся в дополнении состояния внутренней дисгармоничности, последовательной контрастности единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое.
Инверсия, метафора.
Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Гармония и дисгармония.



«Листок». Анализ стихотворения.
Автобиографические сведения в стихотворении, значение темы бесцельного существования как выражение разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременного созревания лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения.
Тема стихотворения.
Самостоятельная исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, беседа

Самодостаточность, самодовольство.



Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
Мотивы, побудившие Н.В. Гоголя к созданию повести; историческая основа произведения.
Героическая повесть
Исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху, конкурс знатоков повести.
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»




«Бранное, трудное время». Степь как образ Родины в повести Гоголя.
Картина эпохи, изображенной в повести; качества характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление.
Тропы и фигуры (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры)
Лексическая работа, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа.





р/р 7
ДС1
Андрий и Остап. Сравнительный анализ образов героев.
Характерные особенности эпического мира могучего, свободного, прекрасного человека, изображенного Н.В. Гоголем; сложность и многогранность характеров героев.
Типы речи и разнообразие лексических пластов; герой.
Выразительное чтение, художественный пересказ, самостоятельная исследовательская работа с текстом, составление сравнительной таблицы.


Домашнее сочинение


Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.
Значение образов казачества и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения (произведение о народе, о беспримерном мужестве народа, проявленном им в годы тяжелых испытаний, о подвиге, совершенном народом во славу своей Отчизны; гимн красоте и бессмертию этого подвига); авторская позиция, проявляющаяся в слове-образе.
Авторская позиция, слово-образ.
Конкурс планов рассказа о герое, беседа, работа с учебником, собирание материалов к сочинению.


Наизусть № 5


р/р 8
Лирическое и эпическое в повести.
Наизусть № 5
Связь повести с фольклором; своеобразие стиля
Фольклор, стиль.
Выполнение коллективных творческих заданий, создание текстов по предложенному началу, работа с термином.





И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
Внутреннее единство цикла «Записки охотника» и самостоятельность каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси.
Цикл рассказов, своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет); позиция автора; рассказчик; художественный замысел.
Беседа, сообщения учителя, лексическая работа

Раболепный, лицемерие.



«Бирюк».
Причины трагического одиночества героя, недюженность его натуры, способность сохранять человеческое достоинство.
Позиция автора, образ рассказчика; идея и замысел произведения.
Работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа.

Добросовестный; служебный долг и человеческий долг, милосердие, порядочность, доброта.



р/р 9
И. С. Тургенев. «В дороге».
Художественная идея, проявляющаяся в интонации стихотворения.
Идея произведения.
Сообщения учителя и учащегося, беседа, работа с учебником.


Наизусть № 6



р/р 10
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...»
Наизусть № 6
Художественная идея стихотворения, гражданская позиция Н.А. Некрасова, проявившаяся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-матери.
Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся.
Н.А. Некрасов и художники-передвижники
Гражданин.



Л.Н. Толстой. Анализ глав повести «Детство»: «Детство».
Ключевые события периода 1830-1850-х гг, оказавшие влияние на становление характера Л.Н.Толстого. Звучащее в главах общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущего Николеньке Иртеньеву и автору. Значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, т.е. в Боге.
Автобиографическая проза.
беседа, составление устного высказывания, работа с учебником, работа с терминами.
Ф. Славянский «Семейная картина. (На балконе.)», К.Маковский «Дети, бегущие от грозы»





Анализ глав повести «Детство»: «Maman»,«Что за человек был мой отец?».


Художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями.





р/р 11
КС2
Классное сочинение № 2 «Уроки доброты Л.Н. Толстого». Рассказ «Бедные люди»
Ключевая идея прозаического переложения Л.Н. Толстого, проявившаяся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви.

Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н.Толстого, беседа, работа со словарями.

Добро, доброта.



Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын.
Некоторые биографические сведения о писателе, нашедшие отражение в книге «История моего современника»; тема безотрадного нищего детства, причины непонимания, сложившееся в отношениях Васи и отца.

Прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом
Значение темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века




Дружба Васи, Валека и Маруси
Нравственная основа дружбы Васи, Валека и Маруси, проявившаяся во взаимном стремлении поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания.
Повесть, художественная деталь, портрет, характер.
Исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа.

Радушие, чистосердечие.



р/р 12
Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».
Художественная идея повести, состоящая в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от их общественного и имущественного положения.

Выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, художественный пересказ.

Поступок, проступок.



Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим»
Особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематика, проблематика его сатирических и юмористических рассказов, некоторые приемы создания комического.
Юмор, комическое, сатира, ирония.
Самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа.





«Толстый и тонкий».
Гуманистическая идея ценности каждой человеческой личности, проблема человеческого достоинства, являющиеся ключевыми в рассказе.
Деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией, беседа.





Ирония и самоирония «Шуточка».
Особенности авторского мировосприятия в ходе определения значения псевдонима «Человек без селезёнки» и соотнесение его смыслового наполнения с ключевыми идеями первой и второй редакции рассказа «Шуточка».
Псевдоним, ирония, самоирония, юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении.
Выразительное чтение, анализ эпизодов, работа с учебником.

Рефлексия, апатия.


Тема № 8 Из литературы XX века (11 ч + 2 р/р)


Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»
Особенности мировосприятия И.А. Бунина, нашедшие отражение в ранней лирике поэта.
Эпитет, метафора, стили речи и их роль в создании художественного образа
Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся


Наизусть № 7


Рассказ «Лапти» И.А. Бунина.
Наизусть № 7
Художественная идея рассказа, нашедшая отражение в символическом противостоянии красного и белого как сил добра и зла.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учащихся и учителя.

Самоотверженность.



А.И. Куприн. «Белый пудель».
Некоторые факты биографии, нашедшие отражение в рассказе «Белый пудель», атмосфера эпохи, в которую происходит действие. Художественная идея рассказа, проявляющаяся в умении членов «маленькой труппы» сохранять чувство собственного достоинства, верность дружбе, доброту, несмотря на обстоятельства.
Рождественский рассказ. Язык героя как средство создания образа
Художественный пересказ, пересказ от другого лица, выразительное чтение, лексическая работа





«Тапер». Детали портрета героя
Художественная идея рассказа, состоящая в утверждении торжества чуда в жизни человека, подготовленного талантом и трудолюбием.
Портрет героя.
Художественный пересказ, лексическая работа.






С.А. Есенин. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Анализ стихотворений
Наизусть № 8
Художественная идея стихотворения, проявляющаяся в интонации, сочувственное и уважительное отношение поэта к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных.
Авторская позиция, проявившаяся в стремлении поэта, вдохновленного переменами в судьбе России, отдать свой талант служению людям.
Песнь, поэтический образ, цветообраз.
Исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, выразительное чтение


Наизусть № 8


М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
· сказка-быль.
Факты жизни и творчества М.М. Пришвина, позволяющие осмыслить процесс духовной эволюции писателя. История создания произведения; особенности жанра сказки-быль. Смысл названия сказки-были.
Сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы.
Сообщения учителя, работа с учебником, беседа.





Настя и Митраша. Сравнительная характеристика героев.
Свойства характера героев, авторская позиция, роль сказочных мотивов в произведении.

Выразительное чтение по ролям, составление сравнительной таблицы





р/р 13
КС3
Классное сочинение № 3 по произведению М.М.Пришвина. «Кладовая солнца».


Самостоятельная письменная работа учащихся





Н.М. Рубцове. «Звезда полей», «Тихая моя родина».
Художественная идея стихотворения «Звезда полей», проявляющаяся в стремлении героя к единству с окружающим миром. Художественная идея стихотворения «Тихая моя родина», проявляющаяся в глубоком осознании лирическим героем неразрывной связи с родиной.
Анафора, художественная идея, кольцевая композиция,
Лексическая работа, беседа, работа с терминами, сообщения учителя и учащихся.
И. Левитан «Тихая обитель»

Наизусть № 9


Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые»
Наизусть № 9
Знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне, воссоздание картины эпохи.

Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть


Наизусть № 10


В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук.
Наизусть № 10
Особая атмосфера жизни послереволюционной деревни, мотивы поступков героев повести, смысл названия рассказа.

Лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и учащихся, работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям

Искушение



р/р 14
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Анализ эпизода.


Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, составление тезисного плана.




Тема № 9 Из зарубежной литературы (4 ч.)


«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».
История создания книги «Тысяча и одна ночь», тематика и проблематика сказок; значение жизненности и популярности произведения, сюжетные параллели с произведениями русской и зарубежной литератур.

Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа.
Арабский пейзаж




Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Сходство и различие народных и литературных сказок.
Факты биографии братьев Гримм, классификация сказок, вошедших в их сборники, причины обращения к фольклору.
Сходства и различия книжных народных и литературных сказок на уровне сюжета, системы образов, идеи
Волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, новелла; народная и литературная сказка, «бродячий» сюжет; гриммовская сказка, сказочные детали.


Менталитет



О. Генри. «Вождь краснокожих».
Особенности художественной манеры автора, идея рассказа, нашедшая отражение в авторской иронии над пороками мира взрослых: стяжательством, жаждой наживы.
Пседоним
Беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с термином.

Ханжа, ханжество, стяжательство.



Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Любовь к жизни».
Факты жизни и творчества Дж. Лондона. Художественная идея рассказа, заключающаяся в утверждении неизбежности победы человечности над алчностью, эгоизмом, жестокостью.
Псевдоним
Самостоятельная исследовательская работа, беседа

Человечность



Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения.
Предварительное знакомство с произведениями, включенными в программу 7 класса и рекомендованными для самостоятельного чтения.

Сообщение учителя






Резервные уроки
















13PAGE 15


13PAGE 143115




15