Конспект урока по курсу ОРКС Модуль: «Основы светской этики» на тему «Ростки нравственного опыта поведения »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Широковская школа» Симферопольского района Республики Крым
ул.Ленина , д.11, с.Широкое, Симферопольский район, РК, 297510
тел: 0(652) 32-48-40 , е-mail : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , ИНН 9109009625, ОГРН 1159102022749













Конспект урока по курсу ОРКС
Модуль: «Основы светской этики»
на тему «Ростки нравственного опыта поведения »
Учебник Шемшурина А.И.






Составила:
Учитель 4 класса
Крылова С.В.
















2017 г.
УРОК по курсу ОРКСЭ
(Модуль «Основы светской этики»)
по теме:
«Ростки нравственного опыта поведения »

Цель урока:
Образовательная:
формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, ознакомление с понятиями «конфликт», «компромисс», базовыми нравственными категориями «добро» и «зло», закрепить понятия «этика», «этикет», «золотое правило этики», «нормы поведения».
Развивающая:
Развитие познавательного интереса, личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность, повышение активности учащихся на уроке.
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, формирование социально одобряемых форм поведения

Задачи:
формировать опыт нравственного поведения;
учить преодолевать внутреннее негативное состояние;
формировать стремление понимать чувства другого человека и соответственно вести себя;
формировать привычку поступать в соответствии с нравственными правилами и нормами.

Планируемые результаты:
Предметные:
-объяснять понятие нравственность,
-находить пути преодоления конфликтов в классе,
-сокращать расстояние между знаю и поступаю,
-знать содержание понятий этика, этикет, золотое правило этики, нормы поведения и осмысленно употреблять их в речевых высказываниях,
-знать и соблюдать правила поведения в классе и в школе.

Метапредметные:
-регулятивные - формировать тему и цели урока, готовность к преодолению трудностей; формирование установки на поиск способов решения трудностей;
-познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;
-коммуникативные - участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные результаты:
-быть готовыми вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
-общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-критиковать не нарушая этических норм и правильно относиться к критике в свой адрес;
-развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно-поисковый, системно- деятельностный.

Ресурсы: проектор, экран, презентация, учебник, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, карточки с заданиями для работы в группах.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

Структура урока

Организационный этап.
Эмоциональный настрой детей на занятие.
Ученик читает строки:
Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин

2.Тема, цель, задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
- Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем это сделать? Что для этого нужно? (Ответы детей)
( Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друга.)
-Прочитайте тему урока на с. 126 учебника, поочерёдно делая логическое ударение на разные слова. Какое слово в названии темы главное? В каком значении употреблено слово ростки? Можно ли вырастить нравственный опыт? Что такое нравственность? ( Ответы детей, например, «Внутреннее согласие с принятыми в обществе нормами поведения и следование им»)
-Догадались, о чём будем говорить на уроке? Давайте поставим перед собой цели, которые мы должны достигнуть к концу нашего общения.
( Мы постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Учиться совершенствовать отношения друг с другом. Находить выход из конфликтных ситуаций.)

3. Актуализация знаний.
-Что лежит в основе нравственности? (Все нравственные нормы основываются на золотом правиле этики.)
-С каждым занятием мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый из нас может совершенствоваться. Наши успехи мы изображаем в виде плодов на нашем Дереве мудрости, достойных золотого правила этики. Подумайте, что у вас уже получается и какие результаты заметны. Как высчитаете, можно ли всё перечисленное считать ростками нравственного опыта поведения?
- Сегодня на нашем дереве появится ещё один плод. Мы продолжим учиться думать и поступать с позиций добра.
-Вы вместе уже четыре года. У некоторых очень много друзей, а у кого-то нет друга. От чего это зависит? (Человека мы ценим по его делам и поступкам.) Давайте попробуем составить цепочку нравственных правил, которые помогают сделать атмосферу в классе более комфортной.
Работа в группах. У каждой группы карточка, где записаны качества и черты характера людей. Надо ответить на вопрос: « Какие качества и черты характера вы цените больше всего в людях?» ( Подчеркнуть.)
-Учёные-психологи изучили правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Давайте вспомним 10 законов дружбы:
- доверять другу:
- делиться новостями, успехами или неудачами;
- уметь хранить чужие тайны;
- радоваться вместе с другом его успехам;
- предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
- стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций;
- защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
- не критиковать друга в присутствии других людей ( если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
- уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
- всегда выполнять свои обещания.
-Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?

4. Организация познавательной деятельности.
Игра
- Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем, что» ( Проводится игра.)
- Какой мы делаем вывод? (Что все люди разные и многим отличаются друг от друга.)
Беседа
-Мы уже выделили качества, которые ценит каждый из вас. Добрый человек может общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков.
Работа со словарями . Работа в группах
Первая группа работает со словом конфликт. (Подбирают синонимии, антонимы)
Вторая группа-компромисс.
Третья-эмпатия (способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Четвёртая-толерантность
-Какая связь между этими словами?
Создание проблемной ситуации. Какие негативные состояния могут испытывать ученики иногда в школе? (Ответы учащихся.)
Работа с учебником. Прочитайте на с 126 какие состояния могут испытывать ваши одноклассники, друзья иногда в классе. Давайте поищем причины. (Выполнение заданий , отмеченных галочками на с.127)
-Кто желает прочитать свой вывод? ( Чтение вывода на с. 127)
Работа в группах. Составление Азбуки нравственного поведения ( с помощью материала учебника с. 128).
Чтение правил, составленных в группах.
-Легко ли следовать данным правилам?
-Доброе слово и дело неразлучны или одно бывает без другого?
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с 128
Работа с изречениями мыслителей. (Учащиеся делают выбор одного из изречений в качестве личного напутствия и записывают в тетрадь.)

Физкультминутка. Игра на снятие эмоционального напряжения в снежки.
(Дети делятся на две команды. Встают одна напротив другой в шеренгу. В руках у всех скомканные листы бумаги, напоминающие снежки. По команде перебрасывают снежки друг другу. Когда заканчивается музыка, игра останавливается. На чьей стороне на полу больше снежков, те проиграли.)

6. Закрепление и обобщение.
Проблемные ситуации. Работа в группах.
-Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи .И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях:
1 группа - Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
2 группа-Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?
3 группа - Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в игре. Ваши действия?
4группа - Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
Ученик читает стихотворение.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не спеши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.
(Р. Гамзатов)
-Нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры».
-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой, некоторые обижаются на родителей. (Ответы детей.) Помните поговорку, которая вам помогала с детского садика « Мирись, мирись». Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И ещё важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.
Игра « Соримся и миримся».
Правила игры: разбейтесь на пары. Найдите причину для ссоры, а потом помиритесь.
-Кому было сложно в игре?
Ситуация. Как лучше мириться со взрослыми?
-признать свою ошибку и извиниться;
-продолжить обижаться, даже когда забыта причина ссоры.

Упражнение «Капля».
-Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевёрнутом виде. Он полностью сосредоточен на своём обидчике, часто мысленно прокручиваем одну и ту же ситуацию по нескольку раз.
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения: учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый с этой каплей может делать всё, может из неё что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Снятие нервно-психологического напряжения (вспоминают сами)
-Спортивные занятия
-Стирка белья
-Скомкать газету и выбросить
-Мытьё посуды
-Погулять на свежем воздухе
-Послушать музыку
-Почистить зубы языком с внутренней стороны
-Вздохнуть глубоко до 10 раз
-Постараться переключиться на другую деятельность
-Если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

7. Домашнее задание.
Вспомнить художественное произведение, которое учит хорошему, доброму, важным жизненным правилам. Написать его название, имя автора, нравственный вывод, который из него почерпнули. Расспросить родителей как они относятся к золотому правилу этики.

8. Подведение итогов. Рефлексия.
На нашем Дереве мудрости появилось ещё одно яблоко- « Опыт нравственного поведения». У вас на партах лежат шаблоны ялок . Напишите на них одно правило из Азбуки нравственного поведения, зачитайте его и подарите своему другу.

Метод интервью. Работа с рубрикой «Вы узнали».
- Удалось ли достичь целей урока?
- Легко ли быть нравственным человеком?
- Что ты считаешь необходимым сформировать в себе?

Не обижай людей – придёт расплата,
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь- это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
-Вспомните добрую, умную, поучительную сказку: Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
-Чему учит нас эта замечательная сказка? Быть добрыми и все ссоры разрешать самым сильным оружием- УЛЫБКОЙ! И давайте сейчас: все улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».(1 куплет)
-Я думаю, что настроение у вас замечательное! Вы найдёте, что рассказать своему другу, родителям о том, что узнали нового.
-Берегите себя, своих друзей близких!














15