Статья Закрепление навыков самообслуживания и норм поведения в группе продленного дня в 1-ом классе.


Закрепление навыков самообслуживания и норм поведения в группе продленного дня в 1-ом классе.
Первый учебный год трудный и ответственный период, как для вчерашних дошкольников, так и для учителя и воспитателя 1-го класса. Первоклассник должен освоить массу новых обязанностей, новых правил, приучиться к систематической учебной работе. Он входит в школу как в сложный, многолюдный, многодеятельностный мир. И помочь ему в этом должны внимание, доброта педагогов, их умение доступно, образно объяснять правила учения и поведения.
Одной из первоочередных задач, стоящих в это время перед воспитателем группы продленного дня , является задача развития навыков самообслуживания. Считается , что в 6-7 лет ребёнок должен уметь не только полностью обслуживать себя (тщательно умываться, насухо вытираться, следить за чистотой одежды и обуви, быстро одеваться и раздеваться и т.д), но и делать всё это аккуратно.
К сожалению, в наше время всё больше становится детей, у которых эти навыки еще недостаточно освоены и прочны т.е. далеко не каждый ребенок, пришедший в школу, полностью владеет навыками самообслуживания. Это наряду с другими факторами осложняет процесс адаптации, создает определенную напряженность в коллективе .С первых дней воспитатель разъясняет первоклассникам значение самообслуживания и правил поведения, показывает, как надо правильно действовать, обсуждает с ребятами их успехи и ошибки.
Но неизбежно наступает момент, когда приходится изо дня в день систематически напоминать детям об их обязанностях в организации своей жизни и в самообслуживании.
Конечно, монотонно или сердито предъявляемые требования не помогают , а вредят воспитанию хороших привычек, 6-7 –летним школьникам не свойственны чисто речевые формы общения. Детское общение чаще всего протекает в форме игры, взаимодействия в ней. Поэтому при организации действий и поведения детей, особенно в каждодневно повторяющихся режимных моментах во второй половине дня, большое значение приобретает игровое общение.
Для поддержания положительного настроя, подъема эмоционального тонуса детей воспитатель старается применять различные выразительные приемы: игровую имитацию голоса, пантомимику, обращение от имени сказочных персонажей. Заражая детей своим настроением, он дает им своего рода игровой импульс, побуждает их охотнее и быстрее собирать портфель, одеваться, есть, умываться, дежурить по столовой и т.д.
В прозаических каждодневных ситуациях выручают стихотворные игры. Материалом для них могут послужить стихи К.Чуковского, В.Маяковского, А.Барто, Е.Благининой и других.
В русских малых фольклорных формах можно найти игры в обмолвку, смешные перевертыши, которые даже напоминание и назидание могут сделать веселым. Ещё К.Чуковский отмечал тяготение детей к подобным играм, которые имеют большое значение для умственной и нравственной жизни ребенка.
Для решения воспитательных и организационных задач в общении с детьми можно использовать поговорки, прибаутки, загадки, сказки.
В общении с первоклассниками полезно применять образы-сравнения. «Кто сегодня хозяин дождя?» - напоминание дежурным о необходимости полить цветы. «Мчимся , как скорый поезд(самолет)»- если надо поторопить и т.п.
Известно, сколько слез и огорчений связано с потерей детьми вещей: шарфов, носков, варежек. На поиски уходит много времени часто за счет прогулки или игры. Но вот «оживает» ящик для растеряш, заполненный дежурными в течение дня: «Растеряши, растеряши, у меня все вещи ваши!» Начинается игра-узнавание- по цвету, назначению, размеру.
При выполнении дежурства по классу или столовой в качестве напоминаний можно использовать красочные сюжетные картинки с изображением последовательности действий.
Привлечь внимание детей к какой-либо работе, помочь включиться в нее с интересом помогают такие игровые приемы, как «Письмо от Мойдодыра», «Записка в воздушном шарике», «Телеграмма от Буратино».
Когда определенные навыки освоены и стали почти автоматически выполняться ребятами, чтобы увеличить темп в самообслуживании, можно вносить соревновательный элемент, подбирая игры «Кто быстрее?», «Кто аккуратнее?». Здесь можно учредить приз, например разноцветные большие бабочки(снежинки, звездочки), которые «садятся» на самую аккуратную парту.
Послеурочная работа с детьми требует постоянной регуляции нравственного поведения. Закрепляя правила и нормы поведения в школьной жизни нужно учитывать, что по результатам исследования психологов, для успешного нравственного развития 6-7 леткам необходимо сопоставление самого себя не с идеалом для подражания, а одновременно с двумя образцами поведения – положительным и отрицательным, причем образцы должны быть облечены в форму ярких (сказочных) персонажей. Герда и Маленькая Разбойница, прилежный Заяц и шкодливый Волк, добрый Буратино и жадный Карабас. Вопрос «Кем ты сегодня был?» побуждает ребенка анализировать свои поступки. Ему психологически легче признать, что он в чем-то не соответствует положительному идеалу, и очень трудно (почти невозможно) признать своё сходство с отрицательным героем. Но, утверждая , что он дружелюбный кот Леопольд, ребенок должен и вести себя соответствующим образом, т.е. выбор между хорошей и плохой ролью стимулирует ребенка к положительному поведению.
Используя в своей работе приемы игрового общения , нужно помнить, что всё , что перестает нести детям новизну, удивление, радость, очень быстро попадает в разряд педагогических стереотипов, приводящих лишь к отрицательному результату.
Поэтому так важны в работе воспитателя творческий настрой, тяга к новому и стремление к профессиональному росту .