Курсовая работа на тему Формирование нравственного поведения младших школьников в мире природы»


Тема: «Формирование нравственного поведения младших школьников с миром природы»
Содержание
Введение……………………………………………………………………………… 3
Анализ ФГОС НОО и ПООП………………………………………………... 5
Понятие и исторические аспекты нравственного поведения младших школьников в мире природы……………………………………………….. 7
Сущность и значение нравственного поведения младших школьников в мире природы………………………………………………………………… 10
Формы и методы нравственного поведения младших школьников……… 13
Опыт учителей по формированию нравственно – экологического воспитания младших школьников………………………………………….. 16
Анкетирование обучающихся по формированию нравственного поведения в мире природы………………………………………………….. 18
Заключение………………………………………………………………………….. 20
Библиография……………………………………………………………………….. 21
Приложение…………………………………………………………………………. 22
Введение
Проблема нравственного воспитания человека волновало общество всегда и во все времена. В настоящее время все чаще можно встретить жестокость и насилие. Подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с четырьмя положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
- в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Проблема нравственного воспитания нашла отражение в работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева , И.Ф.Харламова, Б.Т.Лихачева, Н.Е.Щурковой О.С.Богдановой, И.С.Марьенко и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, раскрываются принципы, содержание, формы, методы нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей,
А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Цель курсовой работы: выявление условий формирования нравственного поведения младших школьников в мире природы
Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников в мире природы
 Предмет исследования - формы, методы формирования нравственного поведения младших школьников с миром природы.
Методы исследования:
Поиск и обработка информации из различных источников
Анализ ФГОС НОО и программы ООН НОО
Наблюдения
Анкетирование.
Проблема исследования: нравственные ценности младших школьников сформированы в недостаточной степени
Задачи:
1. Проанализировать ФГОС НОО.
2. Проанализировать ПООП НОО.
3.Провести анкету по выявлению нравственного поведения младшего школьника в мире природы»
Основные понятия:
Нравственность (нем. Sittlichkeit) — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним, морали, иногда — этики 
Нравственное поведение - обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе.
Экологическое воспитание - это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
Анализ ФГОС и примерной программы
В соответствии со Стандартом при получение начального общего образования осуществляется:
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Пункт 8. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Пункт 12. 3 (3) (Окружающий мир): осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Требования ФГОС НОО
Пункт 19.10. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Пункт 19. 6 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания должна содержать рекомендации по формированию духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Пункт 19. 7 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения которая обеспечивает:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.[1]
В примерной программе по окружающему миру в общей характеристике учебного предмета прописано, что курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – соблюдать правила поведения в мире природы и людей. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природного поведения в окружающей среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Основные содержательные линии предмета « Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета представляют:
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности;
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям.
В результатах изучения учебного предмета прописаны личностные результаты.
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
расширение сферы социально – нравственных представлений:
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
Метапредметные результаты:
освоение правил и норм в городе (селе) и др;
Предметные результаты:
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Таким образом, предмет «Окружающий мир» помогает воспитывать нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан [1]
2.Понятие и исторические аспекты нравственного поведения младших школьников
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – нравственность берет свое начало от мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений».
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым(коллективом, классом, народом, обществом).»
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.»
Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: ”Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…  Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”.                             
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы читаем: “Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами “.
В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила для воли, совести человека”.
  В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. “Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение ( мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей другс другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).” [9]
Нравственность (нем. Sittlichkeit) — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению.
Вопрос о происхождении нравственности возник еще в древности. Мыслители выводили нравственные нормы из естественной природы человека, приписывали их авторство Богу и т.д.[11]
Мораль возникла на заре человечества в первобытном обществе. Жизнь первобытного человека была жестко регламентирована многочисленными ритуалами в форме запретов (табу), обычаев, обрядов, которые требовали от людей однотипных поступков в условиях повторяющихся и сходных ситуаций. Но это была еще не мораль, поскольку многие обычаи не имели нравственного характера.Основным показателем нравственности является отношение к человеку не как к вещи, а как к высшей ценности. Такое понимание человека постепенно начинает вызревать в действиях древних людей: это обычаи, связанные с регламентацией выбора пищи, способов ее приготовления, устройством жилища, делением добычи поровну, уважением к старшим. Зачатки нравственности просматривались в появлении таких правил, как приветствование кого-то при встрече, извинение за беспокойство, предложение гостю лучшего куска и т.д.Обычаи, традиции, заповеди отличаются от современных нравственных норм.
Важным этапом в развитии нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Благодаря новому статусу разума начинает происходить отбор или формулировка норм, лишенных каких-либо этнических и социальных особенностей, т.е. универсальных и общеобязательных.  Сократ воспитывал у своих современников убеждение в существовании безусловного морального блага. Нравственную деятельность Сократ рассматривал с точки зрения целесообразности. Мы действуем правильно, когда наши действия достигают поставленной цели. Из этого следует, что для правильного действия необходимо знать соотношение между целями и средствами их достижения.
Сократ разумел, прежде всего, те универсальные требования морали, которые присущи всем людям без исключения и нарушение которых неизбежно влечёт за собой возмездие. Существование таких законов (богопочитание, повиновение родителям) служило для Сократа указанием на то, что человеческому сознанию присуща какая-то высшая и всеобщая разумность, велениям которой человек безусловно обязан повиноваться.
Основоположения Сократа получили у его учеников дальнейшее развитие в двух направлениях: у Платона — в духе крайнего идеализма, у Антисфена и Аристиппа — в духе реализма.
В развитии нравственного сознания является период немецкой классической философии (конец XVIII - начало XIX вв.). Творчество немецких мыслителей отразило существенный момент в самоопределении нравственности. Так, И. Кант в своих трудах рассматривает мораль как автономную, не зависящую от религии, права, экономики область. Такое признание свидетельствовало о том, что, пройдя длительную эволюцию, нравственность к этому времени утвердилась как самостоятельная форма общественного сознания. Иными словами, наука этика окончательно выделила свой предмет. Это обстоятельство дало возможность полноценного исследования структуры, свойств и специфических функций нравственности.
Таким образом, нравственное воспитание объединяет патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание. Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность выполняет роль “компаса” поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей. Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. [9]
3. Сущность и значение нравственного поведения младших школьников в мире природы.
Общение с природой развивает человека нравственно. Замечает состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становиться лучше, добрее, человечнее. Общение с природой вызывает у человека положительные эмоции и чувства. В центре нравственного поведения остается формирование доброты, гуманности по отношению к людям и экологическим отношениям к миру природы.[2]
Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по нравственному воспитанию:
1. раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;2. добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;3.    прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;4.    воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.Каждая из указанных задач выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать разные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех трех сторон воспитания. Логическая структура нравственного воспитания представляется следующим образом. Важнейшей задачей этого процесса является овладение учащимися знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил поведения невозможно подвести обучающихся к убеждению, тем более к их реализации. Если какие- то нормы нравственного поведения и будут вырабатываться, то неосознанно, методом проб и ошибок. Поэтому необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников нравственного поведения с ранних детских лет.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности.[3]
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Они наряду с нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности.
Детям младшего возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Этому способствуют природные предпосылки ребёнка и умение педагога использовать их в учебно-воспитательном процессе.
В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастания жестокости, агрессивности, проблема нравственного развития и воспитания младших школьников становится все более актуальной. [10]
Нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети, как и дети всех времен, очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. И это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними. Становление младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности ( учения).В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.[10]
4. Формы и методы нравственно поведения младших школьников.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах как в урочной, так и во внеурочной деятельности, при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Метод воспитания - это способ воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Метод воспитания - это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.[2]
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа).Это наиболее распространенная классификация.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
В качестве основных методов (по И.Ф.Харламову) выступают следующие методы воспитания:
- убеждение;
- положительный пример;
- упражнение (приучение);
- одобрение;
- осуждение;
- требование;
- контроль за поведением;
- переключение на другие виды деятельности.
К методам обучения относятся:
- проектный
- исследования
- игровые
- труд
- наблюдение
- беседа
- опыты
Технологические приёмы:
- яркое пятно
- мозговой штурм
- проблемный вопрос
- проектная задача
К формам обучения относятся:
- классные часы
- проект
- внеурочная деятельность
- экскурсии
Формы воспитания – это конкретные мероприятия внеурочной деятельности, воспитательной работы (этические беседы, собрания, экологические праздники, викторины, экологические тропы, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам экологии, нравственности, искусства и др.
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания.
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил в мире природы. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
- влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи,
- влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.[13]
5.Опыт учителей по формированию нравственно-экологического воспитания младших школьников
Уроки окружающего мира в которых используется чтения произведений «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» А.А.Плешакова, А.А. Румянцева, в которой рассказывается как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому. Ставят юного читателя перед необходимостью решать нравственные проблемы: вглядываться в значение мира природы оценивать его, любить и уважать, выполняя золотое правило экологической этики: « Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Чтение и разбор сказок, рассказов и стихотворений помогает младшим школьникам понять и оценить поступки людей. Младшие школьники могут читать и обсуждать литературные произведения, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, товариществе, дружбе, верности, гуманизме. Читая , младший школьник знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками и их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на создание, но и на чувства и поступки школьников.
Огромный воспитательный потенциал в формировании нравственной воспитанности у младших школьников имеет устное народное творчество, так как оно создавалось народом, потому выражало коллективное мнение народа. Пословицы, загадки, приметы как социально—педагогические средства нравственного воспитания у младших школьников оказывали огромное влияние на формирование нравственного поведения школьника.
Русские народные сказки оказали синкретическое педагогическое воздействие на развитие у младших школьников разных сторон нравственности: нравственного создания, нравственных чувств, качеств и готовности к нравственному поведению. Русские народные сказки о животных, волшебные, былины, мифы, легенды всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком, поведением. В них воспевается взаимопомощь, поддержка, любовь, добро, собственного достоинства, вежливость, солидарность, терпение и терпимость.[12]
В статье журнала « Начальная школа» за 2013 год, № 3 стр 13 – 16 Родительское собрание «Человек и природа» В.Л. Рудакова, в которой она говорит о том чтобы объединить усилия школы и семьи по воспитанию у младших школьников любви к природе, бережного отношения к ней.[8]
В статье « В гости к первоцветам» ( Окружающий мир, 2 класс) Л.И.Миненковой разработала проект, изучение первоцветов. Автор использовала форму игра – путешествие. Но в этой игре раскрывается суть формирования нравственного поведения через правила обращения с первоцветами.
В программе духовно – нравственное развитие младших школьных предлагаются методические разработки такие как: классные часы, урочная и внеурочная деятельность, игры, викторины и.т.д. Эти методические разработки помогают учителям в разных видах деятельности. [6]
В журнале «Начальная школа» за 2013 год, № 4 стр. 7-8 «Любить природу - значит любить Родина» Н.М.Спутникова. Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»; раскрыть нравственный смысл произведе" ния («Любить природу — значит любить Родину»)[10]
Журнал «Начальная школа» за 2013 год, № 12 стр. 25 – 32. «От экологии пространства – до экологии души» В.А.Вединяпова. В этой статье рассказывается о проблемах соотношения мира и человека. От том как размышляли великие люди о проблемах экологии.[8]
6.Опыт по формированию нравственного поведения младших школьников в мире природы.
В ходе прохождения производственной практики «Классное руководство» нами был разработан сценарий и проведено воспитательное мероприятие по формированию нравственного поведения в 4 «а» классе МОУ СОШ № 4, учитель Погожева С.П. «День птиц». Задачи этого мероприятия развить умение восхищаться красотой окружающего мира, воспитать бережное отношение к природе и экологического мышление. ( Смотрите приложение 2 )
Анкетирование . Нами была разработана и проведена анкета из 10 вопросов на базе МАОУ СОШ № 3 города Черепанова в 4 «а» классе, классный руководитель Бочкарева О.Н.
Вопросы.
1. Делал для птиц кормушку?
Да
Нет
2. Когда я вижу на тротуаре бумагу или другой мусор я подбираю его?
Да
Нет
3. Любишь читать книги о природе?
Да
Нет
4. Дома мы осуждаем экологические вопросы?
Да
Нет
5. Делитесь ли вы своими впечатлениями о природе с окружающими?
Да
Нет
6. Иногда я убиваю насекомых ради забавы?
Да
Нет
7. Я стараюсь показать хороший пример отношение к окружающей природе?
Да
Нет
8. Ломали ли вы хоть раз деревья?
Да
Нет
9. Оставляете ли вы после себя мусор на природе?
Да
Нет
10. Вы ухаживаете за растениями?
Да
Нет
Из опрошенных было 25 четвероклассников. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов четвероклассников представлена в диаграмме. Я взяла эти вопросы потому что считаю что они более склонны к нравственному поведении и проявляют наибольший характер.


24 % детей не сформировано нравственное поведение
76 % детей сформировано нравственное поведение
Заключение
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными организациями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящие, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьников. Этому способствует нравственное воспитание младших школьников, органически входящие в учебно – воспитательный процесс и составляющие его стержневую основу.
Нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведен он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром
В процессе работы нами была изучена и проанализирована литература по теме нравственное воспитание младших школьников, которые позволила раскрыть сущность понятия нравственного поведения в мире природы, методы и формы нравственного воспитания. Рассмотрели сущность и значение нравственного поведения младших школьников в мире природы. Изучили опыт учителей, педагогов по формированию нравственного поведения младших школьников в мире природы. Попытались описать собственный небольшой опыт по формированию нравственного поведения младших школьников в мире природы.
Нравственное поведение в природе формируется в процессе различных видов деятельности: умственной и практической, игровой и творческой, а решить задачу формирования нравственного поведения в природе можно тогда, когда у ребенка проявится особый вид активности, связанный с желанием овладеть нормами и правилами нравственного поведения.
Библиография
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011.
Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов
Белоусова Т. Л, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок и др. ; под ред. А. Я. Данилова. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1
Белоусова Т.Л, Н.И.Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и.др.; под ред. А.Я.Даниловой. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/
Вединяпова. В.А От экологии пространства – до экологии души» // Журнал «Начальная школа» 2013 год, № 12 стр. 25 – 32.
Миненкова. Л.И. «В гости к первоцветам» // Журнал «Начальная школа» 2013 год № 3, стр 44 – 49.
Плешаков.А.А Окружающий мир 2 класс учебник для общеобразоват. Учреждений 2 ч. Ч. 1/ 3-е изд.
Рудакова.В.Л. Родительское собрание «Человек и природа»//Журнал «Начальная школа» 2013 год № 3,стр 13 – 16.
Спутникова. Н.М «Любить природу - значит любить Родина» // Журнал «Начальная школа» 2013 год, № 4 стр 7 – 8
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:
http://bookap.info/psyanaliz/leybin_psihoanaliz_uchebnoe_posobie/gl116.shtmhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota
http://www.intstudy.ru/stydypages-271-4.htmlhttp://www.docme.ru/doc/177154/deyatel._nost._-klassnogo-rukovoditelya-po-formirovaniyu-nravshttp://bibliofond.ru/view.aspx?id=5670Приложение
Анкета
Сценарий мероприятия «День птиц»
Анкета для родителей
Викторина
Конспект урока