Разработка кружка Грамотей-Ка по русскому языку 5-6 класс


МАОУ Дубровинская средняя общеобразовательная школа
Программа кружка
«Грамотеи-кА»
5-6 классы
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Сафарметова Юлиана Нигматулловнас.Дубровное, 2015
Пояснительная записка
Русский народ создал язык яркий,
как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и
богатый, задушевный, как песня
над колыбелью…
Л. Н. Толстой
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Цель и задачи программы
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Отличительные особенности программы
Данная программа рассчитана для учащихся 5-6 классов. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.
Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции.
Совершенствование навыков лингвистического анализа.
Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Формирование социальной активности и коммуникабельности.
Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Учебно - тематический план
Номер занятия Теоретический материал Дата проведения занятия
1 Язык и речь – чудо из чудес 2 О славянах и других народах 3 Звукопись 4 Великие тайны письма. 5 Алфавит. Откуда взялись названия букв? 6 «Хитрый» звук йот 7 Чудеса с парными согласными 8 «Пульс» в слове 9 Строение слога 10 Полногласие 11 Умники и умницы 12 Полисемия 13 Омонимия 14 Синонимы 15 Жизнь слова 16 Умники и умницы 17 Фразеологические обороты 18 Расскажи о фразеологизме. 19 Пунктуация 20 Словообразование: смотри в корень! 21 Словообразование: служебные морфемы 22 Словообразование: приставки 23 Словообразование: соединительные гласные 24 Умники и умницы 25 Морфология 26 Существительные: категория числа 27 Существительные: категория падежа 28 Преданность прилагательных 29 Живость глаголов 30 Глаголы труда 31 Употребление глагольных форм 32 Умники и умницы 33 Что такое грамматика? 34 Итоговый урок Содержание программы
Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоги реализации программы представлены двумя этапами.
Первое - это тематический вечер - отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года.
На втором этапе проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего ученика
Список литературы
1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.
2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель
М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с.
3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.
4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель
И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -
М.: Просвещение, 1991. - 221с.
6. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: М.: 5 за знания, 2005. - 240с.
7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.
8. Русский язык в средних классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
9.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.