Статья Инновации в обучении. Биоадекватная методика преподавания


Инновации в обучении.
Биоадекватная методика преподавания.
Материал для выступления на педсовете
Из опыта работы
учителя начальных классов,
Кулак Натальи Александровны,
высшая категория
Республика Крым
Примером новых образовательных технологий в ноосферном образовании является биоадекватное преподавание.
Данная методика относится к числу холистических методов преподавания, где соединяются активизирующие суггестопедические направления педагогики.
Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:
На первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления, аппелирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз. На третьем этапе – логическом – следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На четвёртом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности, реализующееся в речепроизводстве личности. Это и есть адекватный природе человека и природе работы самой информации естественный путь образовательного процесса.
От одного биоадекватного занятия к другому мотивированные учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. Он учится пользоваться новым мыслеобразом, делая его творческой подвижной микроструктурой мышления и вовлекая в цельный динамический поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов. В результате, изучаемый биоадекватным способом предмет входит в соответствие с информационной системой высшей нервной деятельности человека. На практике это проявляется в получении высоких результатов при сокращении учебных затрат, «лёгкостью» и системностью усвоения информации, так как изучаемые явления автоматически выстраиваются в определённый порядок и создают единую систему, занимают место, отведённое для них природой.
Учащиеся научаются методике мышления мыслеобразами, создают личностно-ориентированную систему мыслеобразов по каждой учебной дисциплине.
 Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования работы правого и левого полушарий головного мозга, т.е. релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации. Отсюда и название методики – релаксационно-активная. Она состоит в разумном распределении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине.
 Методика учитывает два аспекта единого процесса обучения и развития: пассивную – «я чувствую» и активную – «я действую».  Пассивная форма работы обеспечивает оптимальное самочувствие в наиболее ответственные моменты учебной деятельности.
  Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности, лени или заторможенности детей.
   Так создаются естественные для человека условия, при которых активизируются обе  половины головного мозга. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий приводит к гармонии тела, мозга и души, снятию стресса и подключению разнообразных центров удовольствия. Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению физического  самочувствия учащихся. Они ожидают уроков, и это усиливает ощущение  успеха и быстроты продвижения вперёд.
 В создании оптимальных режимных условий обучения ключевая роль отводится релаксации. Многие педагоги знают, что релаксация – это уменьшение напряжения, произвольное и непроизвольное состояние расслабленности. Произвольная релаксация вызывается путём расслабления мышц и представления  состояния покоя. Не следует путать релаксацию с медитацией, это качественно другое, управляемое человеком состояние. 
Бодрствующий мозг, энергично вовлечённый в умственную деятельность, генерирует  бета-волны с большой частотой (15-40 Гц) и низкой амплитудой (см. таблицу). Для большинства взрослых людей бета-волны обеспечивают нормальное повседневное рабочее состояние. Для детей – это состояние напряжения, стресса. Альфа-ритм формируется по завершении какого-либо задания и характеризуется большой амплитудой, меньшей частотой (9-14 Гц). У тета-волн амплитуда ещё больше, а частота меньше (5-8 Гц). Они появляются в состоянии полноценного спокойного отдыха. Дельта-состояние описывается максимальной амплитудой и наименьшей частотой волн (0,5-4 Гц), что свойственно для сна. В общем наборе мозговых колебаний всегда присутствуют все виды частот при одной доминирующей. Динамический механизм переключения ритмов головного мозга  называют «пейсмейкерным». Именно он управляет психофизическим состоянием.
                                     Соответствие ритмов головного мозга  
                                           функциональным состояниям.
Ритмы головного
мозга Частота/герц Электрический потенциал
/микровольт Функциональноесостояние
бета – волны 20 –  30 20 нормальное бодрствование
альфа - волны 9 – 14 50 расслабленное состояние, грёзы, дремота.
тета – волны 5 – 8 50-100 неглубокий сон
дельта - волны 0,5 – 4 100-150 глубокий сон
Биоадекватность  данного метода заключается в полном соответствии  педагогических действий естественному психофизическому авторежиму в чередовании состояний активного поиска (бета – состояния) с паузами отдыха, расслабления, мечтательности (альфа-  и  тета - состояния). Из психофизиологии хорошо известно,  что наиболее высокие результаты деятельности достигаются при некоей пониженной активации нервной системы, получившей название оптимального  функционального состояния. Многие талантливые педагоги, учителя «от Бога», не зная всей этой науки, интуитивно  чувствуют и делают всё для поддержания у детей функционального  оптимума. Именно у таких учителей  детям нравится учиться. Именно такие учителя становятся любимыми.
  Ноосферный учитель идёт дальше. Он знает, что в течение 10 минут биоадекватного предъявления учебной информации, реагирование на сигнал «что это?» в гиппокампе возникает тета – ритм,  который далее передаётся другим образованиям мозга, обеспечивая запоминание текущего события и перенос  его из кратковременной памяти в «кладовую» долговременной памяти. Ноосферный учитель понимает, что тета-  и  альфа-состояния мозга наиболее важны для учёбы и запоминания, поскольку они создают гармоничный баланс нагрузки  между левым и правым полушарием, логикой и творческой активностью, а их ритмы идеально соответствуют не только восприятию, но и усвоению знаний – развитию общих и специальных умений, навыков, компетенций.
Структура биоадекватного  урока.
 В биоадекватном занятии присутствуют все  рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой:
I. Приобретение знаний.
II. Формирование умения  использования знания.
III. Закрепление навыка использования знаний.
I этап приобретения знаний проходит в состоянии релаксации.
При объяснении нового материала на помощь педагогу приходит опорный образ. Образ должен быть известен ученикам, вызывать положительные эмоции, способствовать развитию воображения. Образ выбирается с учетом темы занятия, цели, проблемы и объема той информации, которую необходимо презентовать в качестве нового материала. Учитель находит основу аналогии образа с содержанием или структурой учебной информации.Новый материал на биоадекватном уроке предлагается ребёнку в спокойном состоянии, когда отсутствует страх, волнение и напряжение. И. Р. Пригожин утверждал, что в это время включается процесс самопроизвольной самоорганизации, которая приводит к качественной трансформации, эмерджентному самоуправлению в деятельности мозга и физиологии человека. Таким образом, включается уникальный природный механизм, который начинает действовать без всяких усилий. Именно поэтому учебная информация воспринимается легко. Ребёнок создаёт свой собственный образ, окрашенный положительными эмоциями. Найденный образ запечатлевается им в памяти. На него наносится структурированная информация. Он становится безотказным средством для усвоения нового материала. Образ позволяет ученику связать новые знания с его личным собственным опытом. Музыка, запахи, ощущения становятся помощниками для сохранения материала в долговременной памяти. При этом задействовано правое образное полушарие.
Во время этого этапа происходит мотивированное формирование мыслеобраза учебного материала (цветка, птицы, дерева и др.) со структурированной информацией. Время этапа 10 минут.
 II этап формирование умения использовать знания происходит в состоянии активности (азарта).  Во время этого этапа  происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование  визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом. Время этапа  10-15 минут.
  III этап урока отводится на закрепление навыка  использования знания. Во время этого этапа происходит отделение учебного образа и поиск самостоятельных примеров с последующими  (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров. Время этапа 10-15 минут.
Домашнее задание  является продолжением III-го  этапа.
Дальнейшая работа идет с подключением левого логического полушария. Ведь полученную информацию необходимо воспроизвести. Кроме того, левое полушарие включается в работу и тогда, когда ученики выполняют упражнения на тренировку понимания нового учебного материала, творческие работы на закрепление навыков использованияновогоматериала. В данной типовой структуре урока может быть выделено разное количество частей – на усмотрение учителя. Так, если проводится фонетическая,  лексическая, логическая зарядка, то количество частей урока прибавляется. Повторение нового материала обычно происходит не мене 5-6 раз за урок. При каждом повторе происходит активизация того  или иного канала восприятия: в одной части урока активизируется речь, в другой - моторика руки, осязание, зрение, обоняние; в третьей – логические структуры памяти и т.п.
 Большинство результатов по научению человека показывает, что запоминание происходит в ходе многократного повторения. К.Прибрам объясняет это так: «Во время повторения происходит  такое распределение повторяемого материала, что он включается в целую систему связей,  предварительно  зафиксированного опыта». В этом секрет прочной долговременной памяти, которая является скорее «функцией соединительных структур, чем функцией процессов в самой нервной клетке».
 Формирование длительно сохраняющихся изменений происходит в соединительных аппаратах  мозговой  ткани, когда рост нервных волокон меняет пространственную структуру связей между нейронами. Такой процесс уже имеет название концентрированного  научения. Эффект закрепляется на 20%, если  через несколько уроков (2-3) сделать повтор  на основе музыкального, цветового или фито-фона, который использовался при первичном знакомстве с материалом. Одновременно с закреплением можно проверить, какой из каналов был лучше отработан для того или иного ученика. Как организовать этот повтор? Нужно включить музыку, которая звучала во время определённого урока, воссоздать тот же запах и попросить учащихся самостоятельно в любой форме, которую они выберут, воспроизвести материал темы.
 Нахождение учебного  мыслеобраза в долговременной памяти и в активном обороте гарантировано при бескомпромиссном соблюдении последовательности I – II – III  этапов  и, конечно же, личном энтузиазме учителя! Любовь и энергия учителя порождают соответствующую любовь  и энергию учебного мыслеобраза ученика.
Так следует работать с каждой темой. Мобильность создается благодаря  глубоко осознанной педагогом необходимости использования релаксационно-активной (REAL) методики, которая применяется в преподавании.
    Биоадекватная методика позволяет разрабатывать интегрированные уроки в межпредметном и внутрипредметном контекстах. Такие уроки не предусматриваются учебными программами, но именно они дают возможность познания рассредоточенной в учебниках информации в целостном, концентрированном виде. В данном случае преследуется цель творческой интерпретации существующего  традиционного материала. При этом  понятие творчества как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» включаются интеллектуальные и методические приёмы и методы работы: они-то и есть ценности. Научение культуре интеллектуального труда  на основе  национальной культуры народа – есть глобальная задача педагогики.
Воспитательный характер
релаксационно-активной  (REAL)  методики.
 REAL –  методика имеет ряд воспитательных смыслов, главное из которых непосредственно связаны с фазой релаксации. Последняя предопределяет выбор положительных эмоций учителя  уже в процессе подготовки  к занятию. Во время презентации информации и сам педагог, и дети  работают в оптимальном психоэмоциональном режиме, который нивелирует явные и скрытые конфликты личности, группы учащихся, включает центры удовольствия и таким образом воспитывает чувства и смыслы.
  Притчи, метафоры, басни, ролевые игры, будучи содержательными элементами  биоадекватной методики, снимают остроту деструктивной информации, её объектную направленность и усиливают трансформацию  энергии конфликтов  в энергию позитивного личностного роста. Учитель должен уметь  видеть в каждом ребёнке возможность проявления  его лучших сторон и управлять проявлением  его высших потенциальных возможностей. Ноосферный педагог ориентируется на личность ученика в её  высшем потенциале, воспитывая его личностное достоинство. В таком случае мы  имеем основание  говорить о личностной  ориентированности методики.
  REAL – методика является глубоко воспитательной благодаря грамотной организации  надличностного опыта ребёнка. На каждом биоадекватном уроке в его разуме «прокладывается дорожка»  между архетипами  («первообразами») и сознанием, которая ведёт к целостности личности. Ребёнок благодаря  связи с опытом предшествующих  поколений  через долговременную память обретает внутреннюю опору. В этом случае он оказывается способным сам решать свои проблемы и строить отношения с людьми в восходящем эмоциональном потоке.
  Каждый  акт выбора сопровождается понятием ответственности за этот выбор. При этом воспитательная функция методики выявляется в работе сущностно: не формальное запоминание, а личный творческий поиск воспитывает трудолюбие, самоорганизованность, инициативность, потребность в свободе выбора. Умение свободного выбора, установка приоритета инициирует навык интеллектуальной работы  и самоорганизующейся  духовности. Это та ситуация, когда сама учёба есть воспитание трудом, душой, интеллектом, когда не  требуется выделять дополнительное время на воспитательные мероприятия.