Эссе Моя педагогическая профессия


Моя педагогическая философия
Все мы родом из детства. «Из детства» - в том числе из школы, из которой уйти нельзя… Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Работа? … Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.
Размышляя о своем жизненном пути, с каждым днем все больше убеждаюсь, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя философия, мое призвание, зовущее и ведущее к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих маленьких детей. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится моя жизнь. Несколько лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
Что значит для меня, быть учителем?  Расти, взрослеть, каждый день общаться с детьми, открывая для себя что–то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами ребенка. Находить в этом радость и осознавать, что все это - благодаря им, маленьким, требующим любви и внимания, детям. Думать о своих учениках ночи напролет. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить…   Да, для меня «учитель» – ни профессия, ни положение в обществе, ни работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.   
Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое и доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты  и падения, не допуская фальши в отношениях. Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: « если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
 В моем представлении учитель - это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске главной истины. Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий. Появилось множество способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно представить и без новых ТСО. Но никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Все это - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное, утешающее или подбадривающее, дружеское учительское слово ничем никогда не удастся заменить. Ведь в мире ни одна, даже ультрасовременная машина не сможет стать духовно-нравственным наставником для учащихся, или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества.
Но невозможно хорошо делать то, что ты не любишь. Невозможно увлечь тем, чего ты не любишь. А ведь только увлечение, по словам А. Эйнштейна, движет человека к познанию. И кто, как не активный, мыслящий, увлечённый ученик, мечта каждого учителя? Поэтому для меня любовь в профессии первична, она – залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников. И моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые родители, которые не верят или не хотят поверить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ребенку найти себя, сделать первый и самый важный шаг – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным, на мой взгляд, является вера в свое большое предназначение. 
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Когда я вижу, как мои шестиклашки, пришедшие совсем недавно из начальной школы, не хотят уходить домой, а остаются для того, чтобы поделиться со мной своими «страшными» тайнами, я начинаю верить, что всё получится, и я смогу  научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. В конце своего размышления хочется сказать, что выбрать профессию учителя – это поступок.
« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».
Г.П.Петелина.