из опыпа работы по формированию предпосылок письма и развитию графомоторных навыков у детей с нарушениями в развитии


«из опыпа работы по формированию предпосылок письма и развитию графомоторных навыков у детей с нарушениями в развитии»
Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети с нарушениями в развитии неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивости, аккуратности.
В освоении навыков письма имеют влияние индивидуальные особенности развития ребенка с нарушениями в развитии. Индивидуальные черты, формирующиеся в дошкольном детстве, позволяют ребенку стать неповторимой личностью с собственными интересами, способностями, потребностями. Это находит отражение во всех видах деятельности дошкольника, в том числе в рисовании, в письме. Нужно обратить внимание на сформированность самооценки, одного из ведущих образование личности.
Предложите ребенку нарисовать человека, по рисунку вы сможете сделать предварительные выводы о самооценке, которые, конечно следует подтвердить наблюдениями за поведением ребенка в игровой деятельности, в ситуациях общения.
Высокая самооценка:
крупный, но не чрезмерно большой рисунок
сильный, уверенный нажим
пропорциональный рисунок
Низкая самооценка:
расположение рисунка в нижней части листа
частые стирания
слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка)
изображение несоразмерно маленького туловища человека
Противоречивой, конфликтной самооценке свидетельствует:
расположение человека в верхней части листа
изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке меньше заметны дефекты)
уход от выполнения задания.
Дети в старшем дошкольном возрасте стремятся к общению со взрослыми в различных ситуациях: в игр, во время чтения книг, на прогулку. Эти моменты нужно использовать для формирования у детей мотивации будущего обучения в школе, формирования для этого необходимых умений.
Особое внимание необходимо обратить на воспитание волевых качеств. Без усилий воли невозможно преодолеть трудности и добиваться результата. Нужно обратить внимание на проявление волевых процессов у дошкольников во время деятельности:
осознание ребенком цели деятельности;
осознание того, зачем ему это нужно;
правильная оценка ребенком своих возможностей, необходимых для достижения поставленной цели;
умение организовать свою деятельность;
понимание трудностей и способность упорство в их преодолении;
продолжение начатого дела при снижении интереса к нему;
умение проявлять терпение и длительно добиваться цели;
способность контролировать свое поведение, эмоции;
выполнение задания без напоминания и контроля со стороны взрослого.
В процессе освоения письма у ребенка формируется учебная мотивация, развивается зрительно-пространственное восприятие, память, волевые процессы. Уровень развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, определенная степень зрелости личности позволяют быть будущему дошкольнику успешным в различных видах деятельности. Письмо - сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. В дошкольных учреждениях проблеме подготовки детей к письму уделяют одностороннее внимание. Очень часто развиваются лишь отдельные стороны подготовки, например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке. При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
И труд, и упражнения – это необязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика – это краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Обучение письму может быть увлекательной интересной игрой, в которую дети внесут свое творчество.
Взрослый должен ненавязчиво руководить игрой, организовывать детей, от него может исходить инициатива, идея игры (игры «Первоклассники», «Лесная школа»), взрослый должен помочь детям в формировании игровой цели.
Обучение письму – длительный процесс, поэтому игровые сюжеты должны быть разнообразными, современными, интересными для детей. Лепка, аппликация, конструирование, оригами, различные виды ручного труда и рукоделия также способствуют развитию силы, ловкости, координации и скорости движения рук.
Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях.
Можно предложить детям в группе компенсирующей направленности конструирование букв из различных материалов: палочек, деталей из картона, проволоки, природного материала. Какие же задачи решаются средствами конструирования:
конструирование букв по образцу: учить анализировать букву – образец, учить различать и подбирать необходимые детали и точно выполнять копию;
конструирование букв по заданным условиям: учить преобразовывать образец с учетом заданного одного или двух условий - изменение величины, цвета, материала, пространственного расположения элементов;
конструирование букв по замыслу: учить реализовывать свою идею, выбора материала.
Старшие дошкольники с нарушениями в развитии овладевают различными техниками: изображения в рисовании, лепке, в работе с бумагой. В этих видах деятельности формируются зрительно пространственные представления, зрительно-моторная координация, моторика рук, без которых невозможно освоение печатного и рукописного шрифта.
Рисуя, дошкольник учиться:
ритмично наносить штрихи, мазки;
проводить линии в разном направлении;
закрашивать рисунки (буквы), не выходя за пределы контура;
проводить узкие линии, всей кистью проводить широкие мазки, ставить точки концом кисти;
изменять направления движения руки для достижения результата;
регулировать силу нажима.
Работая с бумагой дошкольник:
овладевает приемами вырезания;
использует способ обрывания бумаги;
разрезает ножницами квадрат и прямоугольник по диагонали;
вырезает круг и овал из квадрата и прямоугольника;
делает косые срезы; владеет способами вырезания симметричных фигур.
При лепке ребенок овладевает следующими приемами:
пользоваться стекой;
лепить из целого куска;
владеть приемами оттягивания части от основы;
приемами защипывания края формы, вдавливания пальцем поверхности, примазывания.
Для овладения техникой письма необходимо научить ребенка осуществлять тонко координированные ручные действия под контролем зрения, формировать у него зрительно-двигательную координацию движений - что для ребенка с нарушениями в развитии трудная задача.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму:
простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.
Готовя ребенка с нарушениями в развитии к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Дошкольник, будущий ученик, начинает осваивать новое средство познания – грамоту, чтение и письмо. Родители и учитель часто жалуются на нежелание детей читать и писать, на низкое качество письма: «Строчки не видит», интервалов между буквами не соблюдает, да и буквами не назовешь эти бесформенные каракули…»
Письмо первоклассника – продукция (плохая или хорошая), работа мелких мышц руки, руководящих мозгом. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука первоклассника – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должны повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка – дошкольника можно и нужно развивать. Это первейшая забота педагогов МДОУ и родителей, которые готовят детей к школе.
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский