Анализ урока литературы Хлестаков и миражная интрига

Анализ урока литературы,
Учитель русского языка и литературы провела открытый урок литературы в 8 классе по теме «Хлестаков и «миражная интрига». Тема урока соответствует компоненту государственного стандарта предмета «Литература. 8 класс». На уроке были определены цели: получить целостное представление об образе Хлестакова и его характере; продолжить формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев; сформировать понятие о «миражной интриге» и способах ее раскрытия; развивать критическое мышление; способствовать развитию речи учащихся, их образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся; воспитывать интерес к чтению, обогащать литературоведческий словарный запас учащихся; воспитывать положительные нравственные качества.
Оборудованием к уроку были портреты Н.В.Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор», тексты, компьютер, проектор для изображения слайдов, презентация. Тип урока – урок – исследование. Учитель русского языка и литературы Пашенцева Валентина Михайловна четко продумала структуру урока и связала все его этапы. Дидактическая структура урока выдержана и представляет собой следующие этапы:
- организационный момент
- актуализация знаний
- подводящий момент
- исследование
- составление денотатного графа
- инсценировка эпизодов
- подведение итогов
- дифференцированное домашнее задание
На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент. Данный урок связан с предыдущими, на которых учащиеся уже познакомились с образами градоначальника, чиновников уездного города, мнимым ревизором Хлестаковым. В ходе урока учитель постоянно обращала внимание на нравственные и социальные пороки главных героев пьесы, связала теоретические поиски и находки учащихся с жизнью, актуальными вопросами современности. В начале урока была сформулирована проблема, которая и стала предметом обсуждения: ученики доказывали, основываясь на содержание пьесы, что страх перед ревизором – главная сюжетная основа комедийного действия. Это и была обучающая цель урока.  Развивающая цель: развитие аналитических умений и навыков учащихся.  Воспитывающая цель: формирование положительных нравственных ориентаций. На уроке были использованы методические приемы:
- комментированное чтение
- характеристика персонажей
- диалог
- работа в парах
- выразительное чтение
- составление таблицы
В ходе урока рабочая обстановка поддерживалась через основную форму работы – учебный диалог как коллективную форму организации познавательной деятельности. Учитель использовала также индивидуальную форму. Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый,  творческий (инсценировка монологов комедии). Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо. Материал заданий был нацелен на развитие у учащихся связной речи, критического мышления, творчества. Ученики работали с текстом, рассуждая над вопросами, самостоятельно делая выводы. Пашенцева В.М. старалась организовать «включенность» каждого ученика в работу. Постоянно стремилась к проблемному изложению материала, поэтому вопросы, задания носили поисковый, исследовательский характер, например: 1) Чего так боятся чиновники? 2) Как ремарки характеризуют поведение градоначальника, Хлестакова? 3) Как бы вы с помощью своих слов определили, что совершалось в душе Хлестакова? Такая технология способствовала развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Все это помогло обеспечить работоспособность учащихся на высоком уровне. После организационного момента урока актуализацию опорных знаний учитель, используя фронтальную беседу и презентацию, провела в форме литературного диктанта. Во время проверки литературного диктанта была использована работа в парах. Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с информацией; на уроке была успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся; обеспечивались условия для применения знаний и умений в практической деятельности. При этом учащиеся повторили литературоведческие термины и содержание комедии. Следующий этап – усвоение новых знаний. Ученики выявляли особенности речевых характеристик героев, делали выводы о том, что язык каждого действующего лица индивидуален. Благодаря этому Гоголь создал типичные  и вместе с тем индивидуально-выразительные образы. Определяя ключевые слова характеристики Хлестакова, учащиеся составили денотатный граф. Итогом урока было определение понятия «хлестаковщина» и составление сенкана. На заключительном этапе учитель прокомментировала домашнее задание и мотивировала оценки, которые получили учащиеся. Также на уроке осуществлялись межпредметные связи с изобразительным искусством, музыкальным искусством, русским языком, историей. В ходе урока сочеталась индивидуальная и фронтальная работа, на всех этапах урока успешно происходило взаимодействие учителя с учениками, учащиеся были активны, использовали цитаты из текста. Чередование словесных методов, театрализации, различных форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.
         Ориентируясь на уровень подготовки и способностей учащихся, учитель применяла дифференцированный подход. Для этого правильно подбирала уровень сложности заданий, объективно оценила результат деятельности школьников. Создавая проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление, учитель организовала сотрудничество учеников, проявляла искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
 На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустила ни одной возможности, чтобы организовать учебное исследование. Правильное сочетание методов и форм работы на уроке, успешная психологическая атмосфера, активная работа учащихся, высокий интерес к теме урока позволили выполнить триединую цель, положительно повлиять на развитие критического мышления учащихся, их речи, культуры. На уроке прослеживалась гуманистическая направленность обучения, были созданы условия для свободного развития личности как субъекта культуры. Учителю удалось заинтересовать ребят. Урок прошел в дружеской психологической атмосфере. В ходе урока Пашенцева В.М. продемонстрировала такие личные качества: компетентность, доброжелательность, её речь отличалась грамотностью. Урок был проведен на высоком методическом уровне.. Совместно с учителем был проведен анализ урока.


15