Презентация по деятельностному методу на тему Организация пробного действия..


Организация пробного действия и фиксации индивидуального затрудненияГрачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МОУ - НОШ №32 Пробное учебное действиеПробное учебное действие – это действие, которое выполняется учеником для испытания своих сил в решении заданий нового типа и обнаружения возникающих при этом затруднений.Результат пробного действия – зафиксированное учащимися затруднение.Учащийся должен быть мотивационно подготовлен:во-первых, представлять, какого рода задачу ему предстоит решать, какое значение умение решать такие задачи будет иметь в процессе дальнейшей учёбы и в повседневной жизненной практике;во-вторых, он должен быть знаком с требованиями, предъявляемыми к процессу осуществления пробного действия, и хорошо понимать, для чего оно выполняется. Пробное учебное действиеОрганизация пробного действия (типовой вариант):Учитель: «Прочитайте задание. Мы решали такие задания?»Ученик:«Нет».Учитель: «В каких ситуациях в учёбе, жизни они могут тебе встретиться?»Ученик: «…» (Называет ситуации, где задания подобного типа могут встретиться).Учитель: «Значит, тебе важно научиться их решать?»Ученик:«Да»Учитель: «Поэтому что ты должен сейчас сделать?»Ученик:«Я должен выполнить пробное действие».Учитель: «Зачем тебе нужно пробное действие?»Ученик:«Мне надо понять, что я пока не могу сделать правильно» (то есть понять свои затруднения). Фиксирование учащимися затрудненияВ речевой форме фиксация затруднения должна выражаться в виде утверждений типа: «Я не могу сделать это» (с указанием того, что именно не смог сделать).На уроках ОНЗ выделяют три типа затруднений:1) ученик получает неверный ответ, т.к. не знает нового способа действий;2) ученик получает верный ответ, но случайно, и поэтому не может объяснить, как получен верный ответ, т.к., опять же, не знает нового способа;3) ученик получает правильный ответ, используя новый способ, но он не может объяснить, как этот способ был получен, т.к. не строил его сам, а получил его в «готовом» виде. Формулировка учащимися затрудненияВариант1:«Я не могу правильно решить (конкретно какую) задачу».Вариант2:«Я не могу обосновать (доказать) правильность решения (конкретно какой) задачи».Вариант3:«Я не могу объяснить, как был получен способ решения этой (конкретно какой) задачи». Организация Фиксирования учащимися затрудненияВариант1:а) Учитель: «Что обнаружило пробное действие? Удалось ли тебе получить верный ответ?»Ученик:«Верный ответ получить не удалось». б) Учитель: «В чём тогда заключается твоё затруднение? (Что ты не можешь пока сделать правильно?)»Ученик:«Я не могу правильно решить (конкретно какую) задачу». Вариант2:а) Учитель: «Обоснуй (докажи), что твой способ решения этой задачи верный».Ученик:«Я не знаю, как доказать правильность решения».б) Учитель: «В чём тогда твоё затруднение?» Ученик:«Я не могу обосновать (доказать) правильность решения (конкретно какой) задачи». Вариант3:а) Учитель: «Объясни, как такой алгоритм (правило, формула и т.д.) был получен, на основании чего выведен».Ученик:«Я не знаю, как был получен алгоритм».б) Учитель: «В чём тогда твоё затруднение?»Ученик:«Я не могу объяснить, как был получен алгоритм решения этой (конкретно какой) задачи». Приёмы организации фиксирования учащимися затрудненияПриём 1. «Сопоставление с верным ответом». Учитель предлагает учащимся записать решение задания для пробного действия. Если правильных ответов нет, то он его демонстрирует сам, после чего организует фиксацию затруднения 1 типа.Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Предлоги».Задание для пробного действия: «Выберите предлоги из ряда слов: я, в, стул, окно, за, под, он, на». Приём 2. «Преграда извне». Учитель может не предъявлять учащимся для сравнения правильный ответ, а поставить преграду извне, сказав, что ни одного верного ответа нет, и далее точно так же подвести детей к фиксации затруднения 1 типа. Данный приём используется по поводу способа решения задачи. Приём 3. «Лесенка». Суть приёма «Лесенка» заключается в последовательном переходе от затруднения 1 типа к затруднениям 2 типа и, при необходимости, к затруднениям 3 типа.Урок математики во 2 классе.Тема: «Площадь прямоугольника».Задание для пробного действия:«Найдите площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 12 см».Организация фиксации затруднения 1 типа.Организация фиксации затруднения 2 типа.Организация фиксации затруднения 3 типа. Приём 4. «Нарушение условий выполнения задания». Если к условиям выполнения пробного действия предъявляются особые требования, учащиеся могут их не заметить и получить неверный ответ. В этом случае учителю необходимо обратить внимание на факт невыполнения этих условий, а затем организовать фиксацию учащимися затруднения 1 типа, либо, используя приём «Лесенка», фиксацию ими затруднения 2 или 3 типов.Урок математики в 6 классе.Тема: «Дроби».Задание для пробного действия:«Найти 4/5 от 60, выполнив одно действие». Приём 5. «Кто прав». Учитель просит детей выполнить задание для пробного действия на листках, а затем эти листки выставляют на доске группами по ответам. Учитель просит представителей групп обосновать свои ответы и решения. В завершение, в зависимости от изучаемого материала, уровня подготовки класса и приёма работы, который выберет учитель, фиксируются затруднения 2 или 3 типов.Урок математики в 3 классе.Тема: «Деление круглых чисел».Задание для пробного действия: «Разделите 3600 на 40». Практические приёмы работы: «Сопоставление с верным ответом», «Преграда извне», «Лесенка», «Нарушение условий выполнения задания», «Кто прав?»Данные практические приёмы работы позволяют учителю:организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения в учебной деятельности;работать творчески и вариативно;самостоятельно строить методики проведения данного этапа урока, но при этом в строгом соответствии с общеметодологическими законами;замотивировать на активное участие в процессе открытия нового знания всех учащихся. ЛитератураПетерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно – рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». – Москва, 2009.