Урок русского языка Искусство говорить по-русски… (11 класс)

Урок русского языка. 11 класс.
Тема: « Искусство говорить по-русски.
Разговорный стиль. Особенности языковых средств».
Цели:
- ознакомление учащихся с особенностями с языковыми средствами разговорного стиля, закрепление норм в языковом сознании учащихся;
- формирование навыков работы с текстом, редактирования;
- воспитание люби к родному языку;
Тип урока: урок- практикум
Эпиграфы
Твоя речь – твой языковой паспорт
Трудно, товарищи, говорить по-русски. (М. Зощенко)
I. Мотивация деятельности:
Работа с эпиграфом. Беседа (объяснение понятия «языковой паспорт»).
Паспорт – удостоверение личности с указанием всех идентификационных признаков. Речь – языковой паспорт, т.к. представляет уровень образованности. По тому, как человек говорит, может быть установлена национальность (акцент), социальная принадлежность, профессия, даже возраст.
Инсценирование (монолог героя рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык»).
- Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Ну, взять французскую речь. Все хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси – все, обратите внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова. А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой – беда
3. Постановка проблемного вопроса.
Почему «беда»? Почему трудно говорить по-русски? Существует ли проблема, отмеченная еще в 30е годы XX века М. Зощенко?
Определение темы урока, запись в тетрадь эпиграфов, пунктуационное обозначение проблемы: «Трудно, товарищи, говорить по-русски ! ? »
4.Определение целей и задач урока учащимися на основе языковой самопрезентации. Кому и почему трудно говорить по-русски? Каковы «паспортные данные» героев?
( опережающие групповые задания)
Группа 1.
- видеофрагмент из художественного фильма «За двумя зайцами» по пьесе М.Старицкого (монолог Голохвостого перед родителями Прони Прокоповны). Речь человека необразованного, это суржик (смесь разговорного украинского, искаженного русского и иностранных слов, значений которых он не знает), создающий комический эффект.
Группа 2.
- диалог в магазине, описанный Т. Толстой:
Америка, год 1998,город – любой русский магазин.
Покупатель – продавцу: Мне полпаунда свис-лоу-фетного творогу.
Продавец: Тю!.. та разве ж творог – свис-лоу-фетный? То ж чиз!
Покупатель (удивляясь): Чиз?
Очередь (в нетерпении): Чиз, чиз! Не задерживайте, люди же ждут.
Покупатель (колеблясь): Ну, свесьте пол-паунда чизу.
Продавец: Вам послайсить или целым писом?
Голоса из очереди: Ну и шо? Люди ж приехали с Одессы, с Харькова, кушают молочное, учат американский язык. Шо придираться?
Т. Толстая называет речь этих людей эмигрантским волапюком, языковой плазмой, содержащей обилие иностранных слов, подчиняющихся русской грамматике: послайсить – tu slice - нарезать ломтиками, но с признаками русского инфинитива) и просторечные слова и выражения.
Лексическая работа:
Волапюк – искусственный язык (набор слов из разных языков), изобретенный в конце 19 века, который пытались использовать в качестве международного разговорного.
- Вызвана ли эта языковая плазма только эмигрантскими условиями?
Группа 3.
Диалог. Встреча на улице:
- Привет!
- Хай!
- Прикинь, физики не будет, прикольно?
- Облом, хотел лабу сдать.
- Успеешь. Вечером потусим?
- Ну, давай!
(молодежный и профессиональный сленг)
Вывод: трудно говорить по-русски людям малообразованным, плохо знающим язык, не знакомым с языковыми законами и нормами, не умеющим разграничивать языковые средства. Что нужно знать и над чем нужно работать, чтобы разговорная речь стала языковым паспортом образованного человека?
Задачи урока:
- повторить особенности языковых средств разговорного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические);
- закрепить основные нормы, наиболее часто нарушаемые в устной русской речи;
- совершенствовать свои речевые умения, навык исправления ошибок, вызванных смешением стилей;
II. Актуализация изученного:
Разговорный стиль. Общая характеристика (мини-конспект)
Функция стиля – общение (коммуникация).
Сфера применения – непринужденное общение в сферах неофициальных и неформальных.
Форма реализации – устная речь (в письменной форме используется в частных письмах, SMS-сообщениях, дневниковых записях, как элемент в художественной и публицистической литературе).
Черты разговорного стиля: эмоциональность, экспрессивность, стереотипность использования средств (языковых клише) в стандартных ситуациях; недооформленность, прерывистость реплик.
III. Работа по теме:
Слово учителя: Разговорная речь спонтанна. Спонтанность речевого общения, отсутствие предварительного обдумывания приводят к ослаблению языковых норм.
Разговорная речь не кодифицирована (ее нормы не зафиксированы в словарях, справочниках). Но отступление от литературных норм, искажение, неграмотное использование и засорение затрудняют понимание. Нужно помнить, что неоправданное употребление, как дань моде, сленговых выражений и иностранных слов, которые, как часто считают, более престижны и аттестуют говорящего в социальном плане более высоко, затрудняют понимание.
1. Выполнение упражнений. Задание: Охарактеризуйте предложения с точки зрения чистоты речи и оправданности применения языковых средств. Отредактируйте.
Вариант 1.
1. Прикид нереальный, кризануться можно (Наряд удивительный, нельзя не заметить). 2. Часиков в пять зарулю, ОК! (Приду к пяти часам, хорошо! 3. Завтра зачет, прикинь? (Завра зачет, представляешь?). 4. Что ты одела? Разве это фэшэн? (Что ты надела? Разве это модно?) 5. Комп завис. Абгрейд устарел. ( Компьютер плохо работает, его оснащение устарело). Речь засорена сленговыми выражениями.
Вариант 2.
1. Пассажиры, курящие во время полета, будут аннулированы из самолета.
( аннулированы – официально-деловой стиль).
Моя приятельница – веселый, задорный и, можно сказать, ограниченный человек. (лексическая ошибка: ограниченный - слово в не свойственном ему значении «разносторонний»).
Поколебавшись, он заказал себе джусовый фреш. (плеоназм: джусовый фреш – свежевыжатый сок).
Мой приятель вечерами зависает в Интернете. (сленговое «зависает» - постоянно работает).
Появился столик на колесах, а за ним бой – человек лет шестидесяти.
(бой – англ. «мальчик»).
Причиной засорения речи стало смешение стилей, употребление слов в несвойственных им значениях, неоправданное употребление сленговых и иностранных слов.
Учитель: Чтобы обеспечить чистоту речи в любом стиле, нужно знать особенности языковых средств.

2. Работа с таблицей:
Особенности языковых средств разговорного стиля

Лексические
эмоционально-экспрессивная лексика (значение ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, неодобрения, одобрения, иронии), слова разговорной и просторечной окраски, фразеологизмы.

Словообразовательные
суффиксы существительных –еньк, -ищ, -ак(як), -ш(а), -ан(ян); прилагательных – ущ(ющ),
глаголы на –ничать (гримасничать), на (а)нуть (толкануть);
Слова с приставкой пре (предобрый) = просторечный оттенок

Морфологические
употребление местоимений и местоименных наречий (там, оттуда, туда, тебе), частиц и междометий (ну, вот, просто, уж, ой)

Синтаксические
неполные предложения, односоставные безличные и обобщенно-личные, парцелляция

Лексическая работа
Пацелляция – членение на отрезки в целях логического или эмоционального выделения. Парцелляты – речевые отрезки.
3. Фронтальная работа с учебником «Русский язык» 10-11 классы, часть II (авт. Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) параграф 115, упражнение 550.
Задание: В отрывке из сказки М.Е.Сатыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» найти черты разговорного стиля.
Лексические:
- фразеологизмы: на ус намотал; жизнь прожить – не то, что мутовку облизать; устойчивые сочетания: день-деньской (тавтологический повтор), жизни лишиться, ночей недосыпать, куска недоедать; просторечия: шабаш, принял столько страху, впору поместиться, промыслить козявку-другую, выбежит в полдни чего-то поглотать, хорониться под кору; моцион делать (варваризм), пить-есть, кой-чего похватать;
Синтаксические: Поглотает воды – и шабаш! Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору.
А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет...Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться. (парцелляция)
Учитель: Употребление лексики с разговорной окраской нарушает чистоту стилей, в которых она недопустима. Но и из живой разговорной речи слова и обороты других стилей нужно исключать. Нужно находить эквиваленты.
4. Практическая групповая работа. ( Л.С. Пастухова «Материалы к школьному курсу «Основы речевой культуры и стилистики»,- Симферополь, «Таврия»,1993г., стр.62, упр.13). Выявить недочеты в разговорной речи, отредактировать, записать в исправленном виде:
Вариант 1. 1.Девушка, соленость рыбы средняя или высокая? 2. Дети, произведите за собой уборку столов. 3. Алеша. Делай глотательные движения не торопясь!. 4. Ребята. Возьмите ложки: каша жидкой консистенции. 5. Как пахнет! Думаю, у обеда сегодня вкусные вкусовые качества. 6. С народонаселением надо обращаться по-хорошему. 7. Ранения очень отрицательно сказались на здоровье моего дедули.8. В войне принимали активное участие и мужчины, и женщины.
Вариант 2. 1. Во время войны мечеть подверглась пожару. 2. На пищеприготовление мы отпустили порядка 1000 кубометров газа. 3. В эту рощу местное население ходит по грибы да по ягоды. 4. А после работы надо еще успеть произвести покупки и забрать из детского сада ребенка. 5. В киоск эту газету заказывать не буду: расходимость очень плохая. 6. В этом году в соседней столовке пустили комплексные обеды, что увеличило проходимость посетителей. 7. Не знаете, чьих рук дело разрытие на улице Пушкина? 8. Прошу дать информацию относительно содержания морской свинки.
Индивидуальные задания:
Составить SMS-сообщение для одноклассников о предстоящем внеочередном дежурстве по школе.
Составить внутренний монолог в ситуации, когда вы опаздываете на дежурство. Записать внутреннюю речь с учетом синтаксических особенностей (парцелляции), представить устно.
IV. Закрепление практического навыка:
Задание: Выявить ошибки, обозначить их вид, устранить разговорные слова из чуждого контекста (работа в группах).
Редактирование.
Правила дежурных по школе Правила для дежурных по школе
- Первыми приходить в школу, - Не опаздывать на организационную
а уходить последними; линейку (начало 8.00);
- На переменах присутствовать - Осуществлять дежурство с 8.00
на постах, не покидать пост; до 15.00;
- Дежурным соблюдать школьную - Находиться на постах в течение
форму; рабочего дня;
- быть вежливыми, приветливо - Соблюдать официальный стиль
улыбаться; одежды;
- иметь повязки или бейджики; - Быть корректным;
- контролировать дисциплину; - Иметь повязки или бейджи;
- В следствии какого-нибудь - Следить за сохранностью
нарушения дисциплины сооб- школьного имущества;
щить дежурному учителю; - В случае какого-либо нарушения
- оказание помощи в гардеробе; дисциплины обратиться к дежурному
- соблюдать сохранность школьного учителю;
имущества; - Оказывать помощь техническим
- иметь тесную связь с администра- работникам в гардеробе;
цией школы; - Обеспечивать порядок;
- не грубить; - По окончании рабочего дня помочь
- встречать гостей; дежурному администратору
- по окончанию рабочего дня проверить наличие журналов;
собрать журналы;
V. Домашнее задание: параграф 115, упражнение 547. Написать письмо другу (подруге) на бумаге и электронной форме, сравнить (задание выполняется в парах).