Портфолио педагога ДОУ — накопительная папка, самоконтроль, аттестация


Данилкина Е.В., заместитель заведующей по ВМР МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленка», г. Абаза
Методические рекомендации для педагогов
МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленка» по составлению портфолио
Актуальность - портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации.
Специалисту, претендующему на более высшую квалификационную категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.
Создание портфолио позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценки успешности педагога.
Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д. Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще и понятнее - «методическая копилка воспитателя».
Портфолио - совокупность документов, материалов, относящихся к моей профессиональной деятельности, и мой анализ результатов моей работы.
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).
По принадлежности (авторству):
- портфолио педагога.
Цель портфолио:
- ведение отчетности;
- накопление и систематизация опыта.
Портфолио не только является эффективной формой оценки, но и помогает решать важные задачи:
- поддерживать высокий уровень мотивации;
- поощрять активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Практическая значимость портфолио;
- аттестация
- систематизация деятельности педагога;
- стимулирующий фактор (надбавки и поощрительные выплаты);
- прохождение конкурса;
- устройство на работу на вакантную должность.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
педагогу:
-реально представить результаты своего труда;
-увидеть свои резервы;
-иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
администрации:
-осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.
Этапы работы над портфолио
Этапы Сроки Ответственные
1 этап
«Сбор материала» Сентябрь – декабрь
Январь - май Педагог
2 этап «Презентация портфолио» Декабрь
Май
Сентябрь Педагог
3 этап
«Оценка портфолио» Декабрь
Май Администрация
Место хранения портфолио
Сроки Место хранения Ответственные
15 августа – 14 декабря Рабочее место Педагог
15 декабря – 31 января Методический кабинет Заместитель заведующей
1 февраля – 14 мая Рабочее место Педагог
15 мая - 14 августа Методический кабинет Заместитель заведующей
Структура портфолио:
Титульный лист
Содержание
Раздел 1 Общие сведения о педагоге (обновление информации 1 раз в год на 1 сентября)
- ФИО;
- должность;
- общий трудовой стаж (дата);
- педагогический стаж (дата);
- педагогический стаж в данной организации (дата).
Раздел II Достижения педагога (за 5 учебных лет)
В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: грамоты, благодарственные письма, сертификаты, дипломы за участие в конкурсах, отзывы коллег, родителей, гранты (документы о получение) и т.д.
Раздел III Научно-методическая деятельность (за 5 учебных лет)
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях, участие в экспериментальной работе, профессиональных конкурсах и др. (сценарии открытых занятий и их анализ; материалы выступлений, тексты докладов на городских (районных) семинарах, методических объединениях; публикации, иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах; разработка авторских программ.)
В разделе могут быть помещены фотографии, презентации, демонстрирующие деятельность.
Раздел IV Методическое оснащение образовательного процесса (за 1 учебный год, за 5 учебных лет по степени значимости)
Это коллекция лучших методических наработок: планы, методические рекомендации, сценарии мероприятий, разработанные педагогом раздаточный, дидактический материалы, картотеки игр, упражнений, пособия, тесты,  мультимедийные разработки педагога (презентации). Предметно-развивающая среда (фото).
Раздел V Результаты педагогической деятельности / Достижения воспитанников (за 3 учебных года)
• анализ заболеваемости детей за последние 3 года (календарный год);• уровень развития детей (учебный год);
• уровень освоения программы воспитанниками (учебный год);
• результаты участия в конкурсах, выставках и др. (учебный год).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Журнал «Управление ДОУ» 2006г. № 2 «Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения»Журнал «Управление ДОУ» 2007г. № 7 «Использование портфолио в педагогической деятельности»
Журнал «Дошкольная педагогика» 2008г. № 6/август «Портфолио как новая форма оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ»