Педагогическая деловая игра Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста


Педагогическая деловая игра
«Воспитание основ экологической культуры дошкольников»
Цель: совершенствование знаний педагогов в области экологическойкультуры.
Методические рекомендации по организации педагогической деловой игры:
Участники - педагоги, специалисты МБДОУ.
Члены жюри - представители администрации, приглашенные специалисты, родители воспитанников.
Предварительная работа:
- оформление тематической выставки в методическом кабинете по вопросам экологического воспитания; экологии и природоведения; художественной литературы, произведений изобразительного искусства и музыки.
- задание для участников: прочитать сказку Й. Миллера и Й. Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?» (Дошкольное воспитание. 1986. № 7)
- разработка: оценочных листов жюри, цифрового ресурса «Мир природы в изобразительном искусстве»;
- изготовление карточек с вопросами, цветных жетонов.
Оборудование: видеопроектор, CD-плеер, CD-носитель музыкальных произведений, голосов птиц.
Ход игры:
I часть «Блиц - опрос» по карточкам (ведущий раздает участникам игры карточки «Блиц-опроса»)
Материалы карточек «Блиц-опроса»:
№1
Что означает термин «экология»?
Назовите пословицы о природе, животных.
№ 2
Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, родном городе.
Вспомните поговорки о природе.
№3
Что означает термин «экологическое воспитание дошкольников?»Перечислите народные приметы о природе.
№ 4
Почему, на ваш взгляд, экологическим воспитанием надозаниматься с дошкольного возраста?
Прочитайте наизусть стихотворение, о красоте русской природы.
№ 5
Каково влияние экологии на здоровье детей?
Назовите имена русских писателей, посвятивших свои произведенияживотным.
№ 6
Назовитепричины небрежного, порой безжалостного отношения детей кприроде?
Назовите название сказок о животных.
№7
Перечислите основные принципы экологического воспитания дошкольников.
Назовите имена художников, воспевших красоту русской природе.
№ 8
Назовите основные, на ваш взгляд, условия экологического воспитаниядошкольников.
Назовите музыкальные произведения о природе.
II часть «Знатоки».
Проводится по методу: вопрос-ответ. Жюри оценивает скорость и правильность ответа.
Вопросы к игре «Знатоки»:
1. «Вопрос на засыпку»
- У кого уши на ногах?
- Весной или летом цветет сирень?
- Зачем скворцы и галки садятся на спину коровам, лошадям?
- Все ли зайцы белы зимой?
- Отчего кошка часто умывается, а собака — нет?
- Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?
- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
- Дым столбом какую погоду предвещает?
- Лягушки расквакались к чему?
- Где летом лучше всего наблюдать следы птиц?
2. Задание к игре «Знатоки»
Участникам предлагается объяснить почему их так назвали?
Примерные вопросы: Часы - цветы? Мать -и - мачеха? Сердечник? Одуванчик? Бархатцы? Клюква? Рябина? Ежевика? Сыроежка? Моховик? Зяблик? Трясогуска? Стриж? Снегирь?
3. Задание к игре «Знатоки»
Участникам предлагается узнать и назвать авторов и название картин.
Картины демонстрируются при помощи цифровых носителей (видеопроектор).
Примерные художественные произведения:
М. М. Левитан «Золотая осень»; М. М. Шишкин. «Зима»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И.К. Айвазовский «Волна»; И.Э. Грабарь «Рябинка»; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; М. М. Левитан «Большая вода»; Н.К.Рерих «Гималаи».4. Задание к игре «Знатоки» - «УгадайМелодию».
Участникам предлагается поочередно прослушать запись музыкальных произведений, назвать автора и название самого произведения.
Примерные музыкальные произведения: П.И. Чайковский «Песня жаворонка»; Л.Дакен «Кукушка»; Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»; П.И. Чайковский «Подснежник».
5. Задание к игре «Знатоки»: угадай голос птиц.
Участникам поочередно предлагается прослушать запись голосов птиц в природе: «Соловей», «Воробей», «Ворон», «Грач», «Скворец», «Синица»

III часть: «Домашнее задание»
Задание: ответить на вопрос: Какая экологическая проблема поставлена в сказке Й. Миллера и Й. Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?»
Подведение итогов. Награждение победителей.