Внутренняя система оценки качества дошкольного образования


Внутренняя система оценки качества дошкольного образования Неминущая Е.Л.- старший воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад № 4 п. Майский» ФЗ «Об образовании в Российской федерации», ст. 28, п.13 к компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и  обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Определить качество образования в образовательной организации или системе образования – значит  установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО. Построить внутреннюю систему оценки качества дошкольного образования (СОКО)–это значит: Определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовывать данная система;Определить содержание в соответствии с поставленными задачами;Выбрать формы, методы ее проведения;Определить группу или группы участников, которые будут осуществлять оценку качества дошкольного образования в ДОО;Распределить полномочия между ними;Установить порядок проведения внутренней системы оценки качества образования (алгоритм действия), права и ответственность сторон. Мониторинг  в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные  изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Контроль – процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития образовательной организации, процесс оценки работы образовательной организации, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012, г.; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155;Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования», Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013  №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Устав дошкольного образовательного учреждения и др. 2.Основные цели, задачи, функции и принципы СОКО 2.1. Целью системы оценки качества образования является установление соответствия качества дошкольного образования в ДОУ федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. 2.2.Задачами СОКО являются: Определение объекта системы оценки качества образования, установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля. Сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса. Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на динамику качества образования.Принятие решения об изменении образовательной деятельности в целях повышения качества, прогнозирование развития;Расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении. Принципы системы оценки качества образования : принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; принцип информационной открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп  потребителей; принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;принцип оперативности; принцип соблюдения морально-этических норм. 3.Содержание, формы, методы внутренней системы оценки качества образования 3.1. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 3.2. Внутренней оценке подлежат объективные и субъективные факторы образовательного процесса: - качество условий реализации ООП образовательного учреждения; - качество организации образовательного процесса, представленное в ООП ДОУ. - качество результата освоения ООП образовательного учреждения. 3.3. Для системы дошкольного образования требования к перечисленным факторам представлены в ФГОС ДО. 3.4. Требования ФГОС ДО являются критериями оценки качества образования в ДОУ. 3.5.Фрмами организации СОКО являются: - мониторинг (целенаправленное систематическое наблюдение, собеседование, анализ документации, анкетирование, тестирование, сравнение и анализ); - контроль (оперативный, тематический, фронтальный, итоговый, взаимоконтроль) 4. Основные направления внутренней системы оценки качества образования в ДОУ 4.1.Выполнение основной общеобразовательной программы ДОУ. 4.2. Выполнение поставленных годовых задач.4.3.Состояние здоровья воспитанников (заболеваемость, функционирование, динамики показателей групп здоровья);4.4. Адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ.4.5. Физическое и психическое развитие воспитанников (педагогическая, психологическая диагностика).4.6.Психологическая готовность воспитанников к обучению в школе.4.7. Взаимодействие с семьями воспитанников (удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в ДОУ);4.8. Кадровое обеспечение образовательного процесса: укомплектованность кадрами; динамика профессионального роста (повышение квалификации, образовательного уровня педагогов);4.9.Материально-технические, медико-социальные условия пребывания воспитанников в ДОУ.  5.Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования Администрация дошкольного учреждения, Педагогический совет ДОУ, Временные структуры: мониторинговые, творческие группы, комиссии и др. 6. Порядок проведения ВСОКО 6.1.Реализация ВСОКО осуществляется на основе образовательной программы и годового плана ДОУ. 6.2. Периодичность, тематика, формы организации СОКО определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и находятся в исключительной компетенции администрации ДОУ (заведующего, старшего воспитателя, заместителя по АХЧ). 6.3.Заведующий не позднее, чем за 2 недели издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля или мониторинга, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля и мониторинга .Требования к собираемой информации:полнота;конкретность;объективностьсвоевременность 6.4. Формой отчета является аналитическая справка или отчет, которые предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения внутренней системы оценки качества образования. 6.5. По результатам мониторинга/контроля заведующий издает приказ, в котором указываются результаты мониторинга и управленческие решения по его результатам. 6.6. По итогам мониторинга/контроля проводятся заседания Педагогического совета , Общего собрания работников коллектива, административные совещания. 6.7. По окончании учебного года, на основании аналитических справок, отчетов по итогам мониторинга и контрольных мероприятий, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году. 6.8. Продолжительность мониторинга и контроля в рамках СОКО не должна превышать 5-10 дней. 6.9. Основанием для проведения мониторинга и контроля в рамках СОКО могут быть также:заявление педагогического работника на аттестацию;обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 6.10.При проведении оперативного (экстренного) контроля работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками ДОУ. 6.11. Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников ДОУ не позднее 10 дней с момента завершения проверки. Права участников системы оценки качества образования 7.1. При осуществлении мероприятий в рамках СОКО член мониторинговой группы или комиссии по контролю имеет право: организовывать социологические, психологические, педагогические исследования, проводить анкетирование;знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника, аналитическими материалами педагогов;изучать деятельность работников;проводить экспертизу деятельности;делать выводы и принимать управленческие решения. 7.2. Проверяемый работник имеет право:знать сроки контроля или мониторинга и критерии оценки его деятельности;знать цель, содержание, виды, формы и методы приводимых мероприятий в рамках СОКО;своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями;обратиться в комиссию по трудовым спорам ДОУ или вышестоящие органы управления образова­нием при несогласии с результатами контроля или мониторинга. 8. Ответственность 8.1. Проверяющий, занимающийся контрольной деятельностью в ДОУ, член мониторинговой группы несет ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля и мониторинга. 8.2. Заведующий ДОУ несет ответственность за предоставление информации самоанализа, оценки качества образования Учредителю и размещение на сайте ДОУ. 9. Делопроизводство 9.1.Аналитическая cправка или отчет по результатам проведенного мониторинга или контроля должна отражать:форму (контроль/мониторинг);тему и цель;сроки;состав комиссии (группы);результаты (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.);положительный опыт;недостатки;выводы;предложения и рекомендации;подписи членов комиссии (группы);подписи проверяемых. 10. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 10.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: основным потребителям результатов системы оценки качества образования;размещение   аналитических  материалов, результатов   оценки  качества образования  на официальном сайте ДОУ. Дошкольное учреждение может разработать приложение к данному приложению в виде плана ВСОКО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!