ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОССИЕВЕДЕНИЕ»


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОССИЕВЕДЕНИЕ»
Самсонова О.В.
В нашей стране в последнее время постоянно ведутся дискуссии о состоянии гражданского общества. Многие исследователи пытаются ответить на вопросы: Существует ли гражданское общество в России? Если да, то в какой форме, каковы его границы и насколько оно эффективно?
Такие авторы, как В.Горюнов, Е.Немировская, Т.Сидорова считают, что в России не только не сформировано гражданское общество, но и нет предпосылок для его появления. Это утверждение они связывают со слабостью государства. Скептически относятся к наличию гражданского общества в России и зарубежные исследователи (С.Ланг, М.Фиш).
Ю.Резник и В.Межуев полагают, что гражданское общество в России находится на начальном этапе своего формирования. Другие авторы, например С.Кордонский, утверждают, что гражданское общество в России существует, но пока в неорганизованном виде [2].
Известно, что гражданское общество формируется в демократическом, правовом государстве, где реально существуют и свобода слова, и возможность проявлять гражданскую активность. «Гражданское общество состоит из индивидов и их ассоциаций; федеративное гражданское общество предполагает наличие широкого спектра таких ассоциаций, обслуживающих многообразие полей большей или меньшей протяженности, на которые делится гражданское общество» [3, с.11].
Важно обратить внимание на тот факт, что существование гражданского общества напрямую связано с гражданской активностью, т.е. активностью, направленной на определенное влияние на власть. В этом, собственно, и есть главная функция гражданского общества. Проблема состоит в том, что уровень гражданской активности в России на сегодняшний день очень низкий. Многие исследователи связывают это с патерналистской позицией граждан, которые продолжают ждать помощи от государства, не желая самостоятельно позаботиться о себе.
По данным исследования члена российского общества социологов В.В.Пить, в России «из существующих 413 тыс. негосударственных, некоммерческих организаций, реальных – около 70 тысяч» [2]. А ведь именно эти организации призваны осуществлять социальную политику. Даже к профсоюзам у россиян наблюдается довольно скептическое отношение. 77% россиян не одобряют их деятельности, а членами профсоюзов являются лишь 10 % респондентов.
Социологические опросы показывают, что 87% населения не состоят ни в каких общественных организациях, хотя подавляющая их часть признает необходимость решения проблем посредством общественных организаций.
В.В.Пить отмечает, что низкая гражданская активность связана с кризисом социального доверия. 40% граждан не доверяют судам, 46% - правоохранительным органам, 32% - СМИ, 20% - общественным организациям [2].
Следовательно, «первостепенная задача для гражданского общества и власти – повышение общественной толерантности на бытовом уровне, прививание населению способности слышать чужого, не ссориться с ним, а договариваться, что тесно связано и с общим ростом доверия внутри общества» [4].
Исходя из вышеизложенного, воспитание гражданственности приобретает все большую актуальность, что так же отмечается в таких документах, как закон РФ «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
Согласно закону РФ «Об образовании», содержание образования, кроме прочего, должно быть ориентировано на формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы предполагает разработку и внедрение воспитательных моделей, способствующих предупреждению проявлений национализма и сепаратизма. «Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [1, с.4].
Для реализации поставленных в указанных документах задач нами была разработана программа дисциплины «Россиеведение». Отличием данной программы от известных нам программ такого рода состоит в том, что акцент в ней сделан на изучение современной России. Опросы показали, что информированность студентов об основных проблемах современного российского общества неудовлетворительная, а формирование гражданской активности, с нашей точки зрения, невозможно без знания гражданами текущего состояния дел в стране.
Программа состоит из четырех разделов:
Философия России.
В данном разделе рассматривается эволюция национальной идеи России от момента возникновения государства до наших дней.
Этнические, демографические, конфессиональные особенности России.
В разделе рассматриваются такие вопросы, как демография, этносы, религия и верования России, миграционные процессы.
Экономика и хозяйственная деятельность в России.
Раздел состоит из тем: идеология труда в хозяйственной деятельности и благотворительность, сельское хозяйство, особенности экономического развития России.
Политическая жизнь России.
Данный раздел знакомит студентов с основными направлениями внешней и внутренней политики современной России, проблемами судебной системы и направлениями деятельности политических партий о общественно-политических объединений Челябинской области. В результате освоения теоретической части студент должен знать:
эволюцию представлений о национальной идее в истории отечественной мысли;
основные факты, процессы и явления, характеризующие хозяйственную жизнь страны;
этнические, демографические, конфессиональные особенности России;
основные версии и трактовки важнейших проблем России;
особенности политической жизни современной России, ее роль в мировом сообществе;
характерные для России формы проявления российской ментальности в различных сферах общественной жизни и деятельности: в хозяйственной деятельности, в политической и государственной жизни, во взаимоотношениях людей.
Каждый раздел завершается практическим занятием. Практические занятия разработаны психологической службой колледжа и имеют целью развитие таких качеств гражданина, как активная гражданская позиция, профессиональная мобильность, толерантность.
В результате освоения практической части дисциплины студент должен уметь:
соотносить личные ценности и ценности общества;
уважительно и толерантно относиться к этноконфессиональному разнообразию страны;
самостоятельно и творчески мыслить, поддерживать интерес к отечественному культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;
критически осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе и проявлять активную гражданскую позицию;
представлять результаты изучения материала в форме творческих работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- активной реализации гражданских прав и обязанностей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- ориентировки в актуальных событиях, определения личной гражданской позиции.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
Апробирование данной программы начинается в 2015 году. Реализация программы, в силу ее специфики, потребует ежегодной корректировки технологических карт занятий, поэтому авторы программы открыты для сотрудничества с преподавателями экономики, истории, психологии, географии и др.
Библиографический список
Кустов, Л.М. Нравственность, гражданственность, патриотизм: проблемы воспитания: тезаурус /Л.М.Кустов. – Челябинск: ЧИРПО, 2010. – 36 с.
Пить В.В. О некоторых тенденциях развития гражданского общества в России/В.В.Пить// Вестник Челябинского государственного университета: науч.журн. – Челябинск, 2010. - №1. – С.109-115.
Рябев В.В. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в современной России/В.В.Рябев//Журн. Социологии и соц. Антропологии. 2005.- №6
Власть, бизнес и гражданское общество. Публичное обсуждение URL:http//lecture, imhonet.r