Статья РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Е.М. Угрюмова
МАОУ СОШ №5, г. Сухой Лог
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ
ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Современный этап развития школьного математического образования характеризуется сменой предметно-ориентированной парадигмы на личностно-ориентированную. Это требует адекватной разработки содержательного и процессуального компонентов образования, способствующих развитию и саморазвитию учащегося, формированию личностно значимых качеств и способов деятельности. В связи с этим математика рассматривается не как цель, а как средство обучения и развития. Переориентация целей математического образования позволяет решить задачи, связанные с непониманием учебного математического материала, и формировать у учащихся умение осуществлять поиск и выбор информации, разрешать проблемы, возникающие в учебных ситуациях.
Преодоление негативной стороны сложившейся ситуации школьного математического образования возможно посредством обращения к смысловой стороне математического содержания, к вопросу организации понимающего усвоения математики. Эти идеи отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. С его позиции процесс обучения рассматривается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В соответствии с этим определены метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Наряду с познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста [5].
Указанные действия целесообразно развивать на уроках математики. Это связано с тем, что содержание учебного предмета «Математика» в 5-6 классах предполагает систематизацию и расширение знаний учащихся, полученных в начальной школе.
Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы учащиеся 5 классов готовы к осмысленному усвоению учебного материала.
Под развитием смыслового чтения будем понимать вид речевой деятельности, направленный на организацию процесса восприятия, понимания информации, обеспечение усвоения знаний и достижение определенной цели обучения.
Обучение учащихся «постижению смысла», «раскрытию смысла» абстрактных математических понятий представляет собой сложную методическую задачу. Математический язык – многоуровневый. Скрытые смыслы всегда таят возможность нового взгляда на вещи, способного выявить еще непознанные их свойства.
В качестве средства развития смыслового чтения предлагаем рассматривать учебные математические тексты, под которыми будем понимать логически связанную завершенную речевую структуру, позволяющую организовать математическую деятельность в соответствии с поставленными образовательными целями.
Понимание того, что именно метапредметные универсальные учебные действия определяют в современном мире востребованность и конкурентоспособность человека в сфере производства, а значит, и эффективное развитие экономики страны, формируется сегодня в научном обществе, и обществе в целом [3, c. 5]. В связи с этим возникает потребность в реорганизации учебного процесса и направление его в русло формирования и развития универсальных учебных действий.
По мнению Л.С. Выготского развитие любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе и УУД, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности.
Таким образом, развития любого умения проходит через следующие этапы [3]:
Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
Контроль.
Именно так сегодня учатся школьники решать задачи и примеры, доказывать теоремы, выстраивать логические рассуждения. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а метапредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля коррекции собственных действий, поиска информации и работы текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
К примеру, с целью формирования у обучающихся любого универсального учебного действие (УУД) в образовательной системе «Школа 2000...» предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик:
 вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
 основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом);
 далее изученное УУД включается в практику учения предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [3].
Как видим, на первый план выходит освоение деятельностных характеристик содержания образования (умение ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, продуктивно действовать, анализировать результаты и оценивать себя).
Освоение обучающимися указанных деятельных характеристик содержания образования предполагает со стороны обучающегося постоянное рефлексирование учебного потока информации, которое позволяет превращать содержание образования в деятельностное содержание, нацеленное на освоение учащимися способов учебной деятельности, стоящих за каждым из изучаемых понятий, что, в свою очередь, раскрывает одну из ведущих идей современного образования – обучение деятельности. Именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает учащимся приобрести опыт выбора целей, предстоящей деятельности, самостоятельной организации деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.
С позиции особенностей процесса мышления и рефлексии процесс формирования УУД может быть представлен следующим образом:
Включение первичного индивидуального опыта знаний в процесс восприятия изучаемого объекта, формирование представлений о нем.
Исследование, осмысление, переосмысление информации и интерпретация деятельностного содержания на личностном уровне.
Создание учебной ситуации, направленной на понимание способа выполнения УУД.
С этой позиции уровень понимания предполагает реализацию учебных целей трех категорий:
перевод (например, умение перевести задачу с практического языка на язык математики);
интерпретация (например, умение объяснить полученное решение на практическом языке);
экстраполяция (например, умение перенести полученные знания в схожую ситуацию).
Включение способа (алгоритма) универсальных учебных действий в практическую деятельность посредством установления внутрипредметных и межпредметных связей.
Осуществление процедуры самодиагностики, которая рассматривается как дидактический инструментарий формирования универсальных учебных действий [2, с.108].
На основе выделенных этапов формирования УУД, для развития смыслового чтения целесообразно использовать следующие виды учебных математических текстов: текст-активизация индивидуального опыта, текст-проблема, текст-экстраполяция, текст-интерпретация, текст-перевод, текст-связь, текст-контроль.
Учебный математический текст является универсальным средством обучения математике и позволяет организовать любой вид учебно-познавательной деятельности: игровую, практическую, теоретическую; информационно-аналитическую, организационно-управленческую, рефлексивно-оценочную [1].
Литература
Гельфман, Э. Г. Конструирование учебных текстов по математике, направленных на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы [Текст] : дис. . . канд. докт. наук / Э. Г. Гельфман. – Томск : [б.и.], 2004. – 409 с.
Липатникова, И.Г. Технология разработки рабочих учебных программ по математик: учебное пособие / И.Г. Липатникова. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ : Изд-во АМБ, 2013. – 195 с.
Петерсон, Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в общеобразовательной системе "Школа 2000 ...". методическое пособие / Л.Г. Петерсон, В.Ю. Агапов - Мю: АПК и ППРО, УМЦ "Школа 2000 ...", 2009. - 112 с.
Технология рефлексивного подхода к учебно-познавательному процессу с использованием устных упражнений // Вестник ТГПУ, Выпуск 5: Педагогика. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005 – С.19-22.
Федеральный Государственный образовательный стандарт. – М.,2010 -–Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











15