Анализ работы ШМО учителей начальных классов за 2015 -2016уч.год


Анализ работы МО учителей начальных классов
МБОУ «Екатериновская СОШ» за 2015-2016 учебный год.
В МБОУ «Екатериновская СОШ» 4 класса - комплекта обучающихся начальных классов, в которых обучаются 24 человека, средняя наполняемость классов 6 учеников. Обучение ведется в режиме одной смены при пятидневной недели в первом классе и шестидневной недели во 2- 4 классах.
Начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. “У каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном. Чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым”. Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению. Грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи. Привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус. Средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность. Способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в общественной жизни.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
Тема, над которой работает школьное методическое объединение:
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Задачи:
1. Продолжение ознакомления учителей начальных классов с содержанием ФГОС в начальной школе.
2. Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по реализации ФГОС начального общего образования.
3. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
4. Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
5. Внедрение в практику  работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
6. Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования  УУД младшего школьника.
7. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
Методическое объединение учителей начальных классов нашей школы призвано помогать учителю повышать педагогический уровень, овладевать новыми, более совершенными методами и приёмами обучения и воспитания детей, систематически знакомиться с достижениями науки, с педагогической и научной литературой. Мы стараемся так организовать работу методического объединения, чтобы предупредить возможные ошибки, просчёты в работе учителей, порекомендовать действенные приёмы, средства и методы, помогающие раскрыть наиболее трудные темы учебных программ, обобщить и распространить лучший опыт.
Работа методического объединения направлена на решение основной задачи – достижения высокого уровня преподавания, изучения и внедрения в практику новых направлений, технологий, систем и методов обучения.
Приоритетная цель деятельности МО: Направить работу на повышение эффективности и качества образования в начальной школе , на создание условий по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования  универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год:
1. Аналитическая деятельность:
- Анализ методической деятельности за 2014-2015 учебный год и планирование на 2015-2016 учебный год.
- Анализ посещения открытых уроков.
- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
- Продолжить знакомство с ФГОС начального общего образования.
- Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
3. Организация методической деятельности:
- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.
4. Консультативная деятельность:
- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях города и района.
6. Повышение квалификации педагогов на курсах.
7. Прохождение аттестации педагогических кадров.
Кадровый потенциал
В состав методического объединения учителей начальных классов входят 4 учителя и 1 воспитатель д\сада:
Ф.И.О. Стаж работы Категория Класс Образование Учеб. нагрузка Курсы Аттестация
Смагина Г.А. 27л. I кат, 1кл. Средне-специал. 26ч. Июнь
2015г. Октябрь
2017г
Розматова Е.Н. 14л. I кат, 2 кл. Высшее 23 ч. Февраль
2013г. Декабрь 2017г
Евтюшина Э.Н. 20л. I кат, 3 кл. Высшее 26 ч. Март
2016г Декабрь
2017г
Кузнецова И.Б. 28л. I кат,
4 кл. Средне-специал. 25 ч. Март 2016г Февраль
2017г.
Чуйкина А.В. 3 г. Соотв.
долж. д/сад Средне-специал. Повышение квалификации
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, периодически проходя курсы повышения квалификации.
Два учителя начальных классов имеют высшее образование 50% , два –средне-специальное 50%,два педагога имеют стаж работы более 25 лет.
Обучение в начальной школе ведется по адаптированным образовательным рабочим программам начального обучения.
УМК, по которым работают учителя начальной школы, соответствуют всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и включены Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников.Все классы первой ступени обучения занимаются в первую смену по единому расписанию учебных, факультативных занятий и внеурочной деятельности. Расписание составлено в соответствии с учебным планом, соблюдаются нормы нагрузки на вторник и четверг, разгружены понедельник и суббота. Таким образом, предельно допустимая нагрузка школьников соответствует требованиям базисного компонента.
Обучение в начальной школе соответствует санитарным нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10). Педагоги начальной школы уделяют большое внимание сохранению и укреплению здоровья учащихся. Перед уроками проводится зарядка для учащихся, во время уроков регулярно проводятся физкультминутки, динамические паузы.
Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребёнка основ безопасной жизнедеятельности. В начальной школе периодически проводятся инструктажи по вопросам личной безопасности, классные часы и внеклассные мероприятия по вопросам пожарной безопасности, правилам дорожного движения. В соответствии с планом проходят встречи с инспекторами ПДН по профилактике правонарушений, работниками ГАИ. Во время учебного года проводятся тактические учения по эвакуации детей.
Каждый учитель продолжает работать над своей темой самообразования.
На заседаниях методического объединения учителей начальных классов рассматривались следующие вопросы:
обеспечение психологического здоровья учащихся, учителей в ходе учебно-воспитательного процесса;
взаипопонимание между учащимися и учителями – одно из слагаемых успешного обучения;
обсуждение Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения;
активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения ИКТ;
формирование универсальных учебных действий как инструмент достижения метапредметных результатов;
формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения;
проектная деятельность в начальной школе;
развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, рассматриваемые вопросы соответствуют как проблеме методического объединения учителей начальных классов, так и методической теме школы.
В2015-2016 учебном году проведено 6 заседаний МО учителей начальных классов и 2 семинара-практикума по преемственности обучения (д/сад – начальная школа – средняя школа)
Заседание №1 АВГУСТ.
Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2015 – 2016 учебный год».
1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2014- 2015 учебный год. (Евтюшина Э.Н.)
2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год. (Евтюшина Э.Н.)
3. Рассмотрение и утверждение рабочих программ, календарно – тематических планов по предметам и внеурочной деятельности учителей начальных классов.
4. Контроль и учет знаний по предметам: русский язык, математика, литературное чтение (составление графика контрольных работ) на 2015-2016 учебный год. (Васильева Т.Н.)
6. Аттестация  в 2015-2016 уч. году. (Васильева Т.Н.)
7. Участие в районных МО.
8. Краткий обзор новинок методической литературы.
9. Разное.
Заседание №2 СЕНТЯБРЬ.
Тема: «Обновление содержания общего образования посредством введения ФГОС НОО. Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе в рамках ФГОС НОО».
1. Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение нормативных документов. (Васильева Т.Н.2. Система работы образовательного учреждения по реализации новых Федеральных государственных стандартов в начальной школе. (Васильева Т.Н.)
3. Понятие универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС). (Евтюшина Э.Н.)
4. УМК "Школа России»» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе.
5. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации. (Васильева Т.Н.)
6. Итоги проведения входных контрольных работ по русскому языку и математике. (Васильева Т.Н.)
7. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей. (Учителя начальных классов)
8. Оформление личных дел учащихся. (Учителя начальных классов)
9. Посещение уроков в первом классе с целью анализа создания условий для успешной адаптации обучающихся.
10. Составление плана работы с мотивированными и слабоуспевающими обучающимися. (Учителя начальных классов)
11. Составление плана работы недели начальных классов. (Учителя начальных классов)
ОКТЯБРЬ. Семинар-практикум «ФГОС второго поколения. Основные образовательные технологии в работе детского сада и школы как одно из условий повышения качества образования»
Цель: взаимодействие разных уровней образовательных организаций для формирования ключевых компетенций дошкольников и младших школьников на основе развивающих личностно-ориентированных технологий.
-открытые уроки в 1-2 классах;
Открытый урок в 1 классе по обучению грамоте по теме: «Согласные звуки [м],[м’]. Буквы Мм» (Смагина Г.А.)
Открытый урок в 2 классе по окружающему миру по теме: «Какие бывают растения?» (Розматова Е.Н.)
-круглый стол по теме семинара
Заседание №3 НОЯБРЬ.
Тема: «Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов».
1. Современные информационно-коммуникационные образовательные ресурсы. (Розматова Е.Н.)
2.    Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
3.  Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
4. Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников. (Смагина г.А.)
5.   Организация работы учителя с тетрадями. Выполнение единого орфографического режима. (Учителя начальных классов)
6.   Нормы оценок по предметам. (Учителя начальных классов)
7. Анализ итогов Ι четверти. Формирование текстов итоговых административных контрольных работ за первое полугодие во 2-4 классах. (Учителя начальных классов)
8. Участие в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок».
Заседание №4 ДЕКАБРЬ.
Тема: «Новые стандарты в образовании. Планируемые результаты начального общего образования. Оценка достижений планируемых результатов».
1.  Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам.
2. Оценка достижений планируемых результатов. Мониторинг процесса формирования УУД младшего школьника. Единые требования к оформлению листов достижений.
3. Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока.
4. Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ за 1 полугодие. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за 1 полугодие.
5. Работа Школы будущих первоклассников. (Кузнецова И.Б.)
6.  Участие в мероприятиях, посвящённых Новому году.
7. Планирование воспитательной работы на 2 полугодие. (Учителя начальных классов)
- Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.
- Мероприятия, посвящённые 8 Марта.
- Мероприятия, посвящённые 71-ой годовщине Победы.
-Участие в тематических областных и районных конкурсах
-Проведение школьного тура олимпиад по предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Заседание №5 МАРТ.
Тема: «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС».
1. Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся. (Смагина Г.А.)
2. Контроль и самоконтроль учащихся.
3. Самооценка младших школьников:
- Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.
- Самооценка младших школьников с разной успеваемостью.
- Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости.
- Внедрение правила самооценки при использовании технологии оценивания учебных успехов. 
4. Итоговые контрольные работы. Подведение итогов 3 четверти.
5. Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН. Анализ проверки рабочих тетрадей по русскому языку – единый орфографический режим; анализ контрольных тетрадей – система работы над ошибками.
6. Участие в районных олимпиадах по предметам.
7. Обзор новинок методической литературы.
АПРЕЛЬ.
Тема: "Преемственность в обучении между начальным и средним звеном. "Семинар-практикум "Подготовка к переходу учащихся 4-ого класса на второй уровень обучения".
Проведение открытых уроков в 3-4 классах.
Открытый урок в 4 классе по математике по теме: «Письменные приёмы деления на двузначное число» (Кузнецова И.Б.)
Открытый урок в 3 классе по русскому языку по теме: «Неопределённая форма глагола» (Евтюшина Э.Н.)
Заседание №6 МАЙ.
Тема: «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса».
1. Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию). (Учителя начальных классов)
2. Подведение итогов работы учителей по-новому ФГОС. (Учителя начальных классов)
3. Анализ итоговых стандартизированных контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых к/р за курс начальной школы. (Кузнецова И.Б.)
4. Итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников (по классам). Листы достижений. (Учителя начальных классов)
5. Выполнение учебных программ. (Учителя начальных классов)
6. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год. (Евтюшина Э.Н.)
7. Обсуждение плана работы и задач МО  на 2016-2017 учебный год. (Евтюшина Э.Н.)
8. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. (Кузнецова И.Б.)
9.  Разное.
Ежегодно традиционно первый семинар проходит совместно с воспитателем детского сада по теме « Работа по преемственности в системе детский сад-школа». У воспитателя дет.сада посещены и обсуждены занятия в старшей разновозрастной группе, рассмотрены следующие вопросы: диагностика уровня развития ребёнка, поступающего в 1 класс; задания для успешной подготовки, тесты. В помощь учителям и воспитателю собрана папка с практическими советами и наработками для успешной подготовки дошкольников.
Учителями методического объединения ежегодно проводятся открытые общешкольные воспитательные мероприятия, а именно: «Праздник Осени», «Рыцарский турнир», «Утренник для мам и дочек», « Прощание с Азбукой» , «Прощание с начальной школой» - это традиционные мероприятия. , а так же открытые уроки. Ежегодно в нач. школе проводится Неделя начальных классов. Задействованы в ней все учителя. Проводятся также школьные олимпиады, победители награждаются грамотами.
Члены методического объединения принимают участие в районных и областных конкурсах: учитель 2 класса Розматова Е. Н. принимала участие в районном конкурсе «Сердце отдаю детям» в номинации «Лучший классный руководитель начальных классов» где заняла I место и начала подготовку к областному конкурсу. Так же она была награждена Почётной грамотой УО Ливенского района Орловской области.
Привлекали детей к участию в конкурсах и олимпиадах различного масштаба: районный конкурс чтецов «Край великих вдохновений» где Толстова Лидия заняла 3 место – руководитель Розматова Е.Н. В районном конкурсе рисунков и стихотворений собственного сочинения «Мой родной Ливенский район» где Толстова Лидия стала победителем и награждена Дипломом- рук. Розматова Е.Н., а так же вокальный ансамбль села Екатериновка с песней «Пасха» (Мотин Дмитрий 3 кл, Толстова Лидия 2кл, Толстов Игорь 1кл.) награждён Дипломом участника фестиваля-конкурса «Дети дорогами Христа». Областной конкурс детского творчества «История родного края» , «Дети рисуют Победу». Обучающиеся 2-4 классов принимали участие в региональной метопредметной олимпиаде с использованием ИКТ «Знаю, умею, действую» в режиме online , I Всероссийская метопредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания»(online), Всероссийский конкурс детских рисунков «Я и моя семья», «Я рисую мир». А так же проводились мероприятия в рамках Всероссийской недели инклюзивного образования с привлечением родителей.
Анализ результатов успеваемости и качества знаний учащихся начального общего образования
Систематически осуществляется контроль за состоянием преподавания дисциплин и качеством знаний учащихся по предметам. С этой целью проводятся контрольные и срезовые работы, тестирование, устные опросы, проверка техники чтения. Создан банк данных результатов контрольных работ, срезов по итогам четверти и учебного года с последующим анализом.
Анализ итоговых контрольных работ за 2015 – 2016 учебный год
В соответствии с планом внутришкольного контроля, с целью мониторинга обученности и качества общеобразовательной подготовки по предметам проводились контрольные работы по русскому языку (диктант) во 2-х, 3-х, 4-х классах, по математике во 2-х, 3-х и 4-х классах
Анализ контрольных работ по математике
Классы 3 4 2 Всего
Ведущие учителя Евтюшина Э.Н. Кузнецова Л.В. Розматова Е.Н. Всего в классе 7 6 6 19
Вып.работу7 6 6 19
На «5» 1 1 3 4
На «4» 2 2 2 6
На «3» 4 2 1 7
На «2» - 1 - -
% успев. 100 82 100 100
Ср.балл3.6 3,5 4,3 3,8
% кач. Обуч. 43 50 83 59
Контроль уровня предметных достижений по математике 2-4 классов проводился в форме комбинированной контрольной работы.
Цель проведения контрольных работ во 2 классе: проверить умения решать составные задачи; вычислительные умения в сложении и вычитании двузначных чисел; вычислительные умения в табличном умножении и делении, умение находить периметр.
Цель проведения контрольных работ в 3 классе: проверить умения решать составные задачи; вычислительные умения во внетабличном умножении и делении двузначных чисел; умение находить периметр и площадь.
Цель проведения контрольных работ в 4 классе: проверить умения решать составные задачи; вычислительные умения в сложении, вычитании, умножении и делении многозначных чисел, умения решать уравнения.
Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения контрольной работы по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:
Недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи;
Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
Низкий уровень образного и логического мышления у ряда учащихся;
Решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности учащихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);
Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;
Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);
Недостаточно прочно отработать приёмы работы учащихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
Невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей, при умножении чисел “в столбик”, в делении чисел с нулем “в середине”, в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.
Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.
Рекомендации:
В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
Совершенствовать навыки решения всех типов задач.
Всем учителям начальных классов необходимо придерживаться следующего плана действий:
Тщательно отрабатывать с учащимися таблицу сложения чисел в пределах 10; 20, уделяя достаточно внимания формированию соответствующих вычислительных приемов, добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть;
Добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых;
Добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения однозначных чисел; добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100;
Добиваться от учащихся обоснования правильности выбора действия при решении простой задачи.
Анализ контрольных работ по русскому языку
Классы 3 4 2 Всего
Ведущие учителя Евтюшина Э.Н. Кузнецова Л.В. Розматова Е.Н. Всего в классе 7 6 6 19
Выполн. работу 7 6 6 19
На «5» - - 2 2
На «4» 2 2 2 6
На «3» 5 2 1 8
На «2» - 2 1 3
% успев 100 67 83 83
Сред балл 3,3 3 3,8 3,3
% кач.обуч44 33 67 48
Контроль уровня предметных достижений по русскому языку 2-4 классах проводился в форме диктанта.
Цель проведения диктанта во 2 классе: проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные, разделительный мягкий знак, заглавная буква в именах собственных.
Цель проведения диктанта в 3 классе: проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные, удвоенные согласные, разделительный твердый знак, мягкий знак, удвоенная согласная.
Цель проведения диктанта в 4 классе: проверить умение записывать текст на слух без пропусков, замены и искажений слов и букв, выявить уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков по основным темам программы последнего года обучения в начальных классах. Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:
Недостаточно высокий уровень сформированности у учащихся навыков чтения, что, безусловно, сказывается на русском языке;
Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
Непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике;
Отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности.
Успеваемость уч-ся в нач. школе на конец 2015-16 уч.годаКласс Кол-во ударников % качества % успеваемости
1 класс 100%
2 класс 4 67% 100%
3 класс 2 29% 100%
4 класс 3 50% 83%
Из 24 уч-ся аттестованы к концу года 19 чел. Из 19 уч-ся – 9 ударники, качество знаний составило –49 %, успеваемость -96%.
Также проведена проверка техники чтения :Класс Норма и выше Ниже %освоения
1 класс 5 чел. чел. 100%
2 класс 6 чел. 0чел. 100%
3 класс 7 чел. 0 чел. 100%
4 класс 5 чел. 1 чел. 83%
Итого по нач. школе из 24 уч-ся 23 чел читают в пределах нормы и выше, % техники чтения составил 96 %.
Рекомендации: в целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющей техники чтения необходимо:
Регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у уч-ся технической стороны чтения
Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением уч-ся дома, обсуждения прочитанного
На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения.
По итогам контрольных работ учителям начальных классов даны следующие рекомендации:
1. В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:
- повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
- повысить ответственность родителей за преодоление учащимися дефектов речи.
- всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.
2. В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
- повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- совершенствовать навыки решения всех типов задач.
3. Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
Выводы: Проведение мониторинга по русскому языку и математике в 2-4 классах показало, что в основном дети справились с предложенными заданиями.
Успеваемость по русскому языку составила – 100 %
Качество знаний - 52 %
Успеваемость по математике составила - 95 %
Качество знаний - 70 %
В течение года проверялись рабочие тетради по русскому языку и математике.
Проверка рабочих тетрадей показала, что все тетради 1-4 классов проверяются ежедневно. Учителя систематически работают над соблюдением единого орфографического режима, но не всегда дети его соблюдают, ошибки исправляются учителем, с выставлением количества ошибок на полях тетрадей, все оценки выставляются объективно, учитываются также индивидуальные особенности детей. Работа над ошибками во 2-х классе ведётся коллективно, на уроках, учителя стараются приучать делать работу над ошибками самостоятельно. В 3 и 4 классах учителя добиваются выполнения работы над ошибками, но не все ученики систематически это делают. однако не все учащиеся аккуратно и добросовестно ведут свои рабочие тетради. Некоторыми детьми не освоены нормы каллиграфического письма.
По итогам 2015-2016 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена по всем предметам с незначительным уплотнением. Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, арифметические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию. Большинство учителей начальных классов творчески подходят к своей работе, используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы. Это способствует формированию и развитию УУД, развитию познавательных интересов у учащихся, логического мышления, памяти, воображения, привития интереса к учебной деятельности. Важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. В основе работы с одарёнными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется учителями начальных классов на разных этапах учебного процесса. Ежегодно проводятся, Всероссийские, региональные и районные олимпиады, конкурсы по предметам (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир).
Методическая работа начальных классов направлена на повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет использования их в своей деятельности. В этом учебном году улучшилось оснащение кабинетов начальных классов необходимым компьютерным оборудованием.
Общие выводы
1. Работу учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год можно считать удовлетворительной. Учебные программы по всем предметам пройдены.
2. Поставленные задачи в основном выполнены. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь.
3. Учителя начальных классов продолжали работу над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания, продолжают работать по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе;
4. Учителя изучают нормативные документы и примерные образовательные программы ФГОС второго поколения, изучают методику системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
5. Учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных и контрольных работ.
6. Учащиеся начальных классов были постоянными участниками школьных конкурсов и концертов, посвященных различным праздничным датам, внеклассных мероприятий творческого и спортивного характера.
7. Методическим объединением и заместителем директора Васильевой Т.Н. постоянно осуществлялся контроль ведения школьной документации, составлялись контрольные работы, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе начальной школы имеются недостатки:
- все еще недостаточно эффективна работа с одарёнными и низко мотивированными учащимися;
- при работе с документацией – есть незначительные замечания и недочёты;
- не очень хорошо ведётся работа по преемственности.
Рекомендации:
Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого “выпускника” начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.
Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания
Методическим объединением и заместителем директора по УВР Васильевой Т.Н. постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, составлялись контрольные работы за четверть, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся. На заседании МО было отмечено, что журналы, личные дела заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради учащихся ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением. По сравнению с предыдущими годами более качественно составлено календарно-тематическое планирование, четко соблюдался график контрольных работ.
Учителя начальных классов работают над совершенствованием своего мастерства: планово проходят курсы переподготовки при Орловском ИРО , работают по теме самообразования. Ежемесячно проводится обзор номеров газеты “Первое сентября”, журнала “Начальная школа”. Учителя применяют рекомендации этих журналов.
Исходя из анализа работы и наличия таких проблем, перед МО ставим следующие задачи:
Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.
Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
Составить план работы методического объединения на 2016-2017 учебный год, включая вопросы по реализации ФГОС второго поколения.
Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
Продолжить работу по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).
Систематически осуществлять внутришкольный контроль.
Успешно прошла работа по набору детей в первый класс . В 2016-17 уч.г. приходят в школу 5 детей.
По итогам 2015-2016 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью. Отставаний по программе нет.
Анализ результатов 2015-2016 учебного года позволил сформировать рекомендации, которые помогают решить главную задачу: дать возможность учащимся получить знания в том объёме, которые им необходимы. При этом особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, вооружению его необходимыми умениями и навыками. Разумное сочетание разных методических систем позволяет работать эффективно с учениками разного уровня подготовки.
Главными задачами в новом учебном году являются систематизация работы учителей в соответствии с планом методического объединения, организация обмена опытом работы, организация работы кружков и факультативов.
Работу методического объединения в 2015-2016 учебном году считаю удовлетворительной.
Руководитель ШМО: Евтюшина Э.Н.