Работа с книгой – необходимое условие повышения качества образования


В технологию могут быть включены следующие этапы, растянутые во времени по годам обучения и обусловленные особенностями организации обучения. К ним можно отнести: - начальное обучение (овладение техникой чтения, научение осмысленному чтению: вдумчиво вникать в смысл прочитанного — как отдельных фраз, так и всего содержания);      - формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и учебным занятиям;      - формирование навыков сознательного, сосредоточенного чтения;      - формирование навыков воспроизведения прочитанного содержания, его осмысления; в связи с возникшей необходимостью умение выделять и осознавать варианты логических толкований содержания;      - формирование умений улавливать, например, философский, нравственный, этический, эстетический, математический, научный и другие замыслы и идеи прочитанного содержания;      - умение формировать свое отношение к прочитанному;       Работа с книгой — это, пожалуй, основной метод обучения как в школе, так и в послешкольный период обучения или самообразования В УМК «Перспективная начальная школа» выстраивается система интерактивного общения посредством клубной работы с помощью переписки. Для любителей естественных дисциплин это клуб «Мы и окружающий мир» или «Конструкторское бюро», для любителей гуманитарных дисциплин – клуб «Ключ и заря». Чтобы ответить на вопросы, нужны дополнительные источники информации: энциклопедии, словари и др. Практически у всех есть членский билет клуба «Мы и окружающий мир». Просмотр книги. Этот способ применяется обычно при поиске тех или иных сведений, фактов, методов исследования проблемы и т. п. Просмотр научных работ может быть эффективным только при условии, что читатель обладает системой знаний в данной области науки, владеет навыками быстрой ориентации в тексте, выделения основных положений, идей автора, понимания и оценки системы доказательств и фактов [приведенных в книге]. Выборочное чтение. Этот способ обычно применяется в процессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. Применять этот способ при изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме нерационально. Полное, медленное чтение без анализа текста. Многие студенты чаще всего используют именно этот способ чтения. Однако для изучения учебной и научной литературы он малоэффективен. В процессе такого чтения внимание читателя не концентрируется на основных частях текста. Не выделяются теоретические положения и основные факты, не анализируются система доказательств, логика изложения материала. При таком чтении не происходит совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений и воспроизводится в дальнейшем неоперативно, с пропусками и искажениями.Чтение с "проработкой" содержания книги и осмыслением структуры. Это основной, наиболее эффективный способ чтения учебной и научной литературы, обеспечивающий и прочное запоминание информации, и "гимнастику ума". Он предполагает систему работы по анализу текста Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Все-таки от его работы зависит отношение ребенка к книге. А хорошо будет он к ней относиться, только имея положительный опыт общения и умея понимать прочитанное. Интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.