Презентация к педагогическому совету Особенности педагогического общения в техникуме


Сухомлинский В.А. Во взаимодействии педагога и студента, вступают два духовных мира: мир учителя - опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентиры. Мир студента- проблемы, противоречия, развитие и формирование личности , стремление всё познать, попробовать, разноплановые интересы, желания, потребности. Прогностический. Этап моделирования педагогического общения с группой в процессе подготовки к педагогической деятельности.Начальный период общения. Организация непосредственного общения с группой. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Создание благоприятного психологического климата, благоприятной атмосферы для обучения.Формирование определенных межличностных отношений в учебной группе.Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.Установление правилЗаконная похвалаЮмор на уроке, но не клоунада Функции общения Характеристика Информационная Обмен сообщениями, мнениями, передача ,прием сведений, информации. Контактная Установление контакта, готовность к общению . Побудительная Стимуляция активности студента на общение , направляющая его на выполнение тех или иных действий. Координационная Взаимное согласование действий при организации совместной деятельности студента , группы и педагога Понимания Не только адекватное восприятие и понимание педагогом и учащимися смысла сообщения, но и понимания друг друга. Установление отношений Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу. Эффективное педагогическое общение всегда направленно на формирование позитивной Я-концепции личности , на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Я- концепция зависит от социального окружения подростка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения педагога и референтной группы. Личностно-доверительное обращение. Пример обращений: «Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно.», «Я вам буду благодарна, если вы исполните мою просьбу»Эмоционально-личностное обращение: «У меня ребята, был сегодня тяжелый день и вы устали сегодня к четвертой паре, побережём друг друга»Деловая форма обращения: « Займемся ребята, делом общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо? Учитель на «Пьедестале». Учитель без «Пьедестала» Учитель «Начальник» (авторитарный стиль )Учитель «Компьютер» (дистанция-устрашение)Учитель- «Мученик» (либеральный) Учитель- «Приятель» (попустительский )Учитель «Без пьедестала» Учитель – «Партнер» (Союз) Авторитарная . Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу студентов, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор отсутствует доверительность.Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация. Умеет понять проблемы, отдает предпочтение таким методам , как поощрение, убеждение, ценит нравственную направленность, ответственность, честность, добросовестность. Изучает склонности, способности.Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений, ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности, минимальное вмешательство в организацию воспитательного процесса, проявляет равнодушие к педагогическому процессу. Ситуация №1: Учитель «-Вы знаете дорогие мои, что я к вам внимательна и чутка, вчера сама лично, поздравила Куприянову с днем рождения, Гаврилова пожалела не поставила двойку, Леонтьева отпустила домой, у него как всегда проблемы, на этот раз, заболела мать. Вы все выполнили, что я вам наказывала? Завтра буду разбираться с вами, если что не так, смотрите! Ситуация №2 : «-Ребята, почему вы меня не жалеете, я и так не выхожу из техникума, с утра до вечера с вами, ни кто спасибо не скажет, сколько раз зарекалась, уволюсь, уволюсь, я так устала, так всё надоело! Что говорю, всё мимо ушей! Придешь к вам в группу, одно расстройство. Любовь к детям, доброжелательность.СправедливостьПедагогический тактДеловая атмосфераПоддержка индивидуальных достиженийКультура речиЭмоциональность. Проявлять эмоции их переживать,но в полном объеме их не показывать. В современном образовании расширяется диапазон психологического и педагогического воздействия на учащихся.Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого, во многом, зависит его уровень педагогической деятельности и авторитета. Задание :Определить эмоциональное состояние людей по снимкам. Спасибо.