Педагогический совет Культура педагогического общения как условие благоприятного психологического климата в школе


Педсовет «Культура педагогического общения как условие благоприятного психологического климата в школе»Романова Н.Н., заместитель директора по ВР СП №1 МБОУ СОШ №18
Цели:анализ состояния психологического климата на уроках и во внеурочное время, выявление условий и факторов, стимулирующих создание комфортной среды;•формирование мотивации педагогического коллектива на создание комфортной среды в школе;совершенствование форм и способов взаимодействия участников образовательного процесса; обучение технике пе­дагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями. Задачи:разработать план деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятного для развития личности школьника пси­хологического климата в школе;разработать «Заповеди учителя» как основы благоприятного психологического климата в школе. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Что такое «культура общения»? Как можно охарактеризовать это понятие, из каких элементов оно состоит? педагогическое общение- Это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств и т. д.
Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
А какие особенности, какие тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»?
Конфликт (от лат. - столкновение) это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом -большая беда школы. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский В.Сухомлинский Методика воспитания коллектива. М, 1981 , С-15811

Особенности педагогических конфликтовПрофессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного, опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

СтильСуть стиляХарактерные ситуацииСтиль конкуренции или соперничестваМожет использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтере­сованный в сотрудничестве и стремящийся в первую оче­редь удовлетворить собственные интересы• Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возник­шей проблемы;• обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;• чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;• должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого. СтильсотрудничестваМожно использовать, если, от­стаивая собственные интере­сы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной рабо­ты. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объ­яснять свои желания, выслу­шивать друг друга, сдерживать эмоции• Необходимо найти общее реше­ние, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;• у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;• основной целью является при­обретение совместного опыта работы;• стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов СтильСуть стиляХарактерные ситуацииСтиль компромиссаСтороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе сторо­ны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент дела­ется не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необ­ходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться»• Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;• удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого зна­чения;• вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными СтильСуть стиляХарактерные ситуацииСтиль уклонения, избеганияРеализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хо­тите тратить время и силы на ее решение.• Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы;• знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу;• хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение;• пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;• у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности СтильСуть стиляХарактерные ситуацииСтиль приспособленияВы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы.• Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;• предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;Осознаёте , что правда на вашей стороне. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  «Экология воспитания».Что можноЧто нельзя Профессиональныезаповеди учителя: Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации:Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации?Основные причины возникшего конфликта и его содержание.Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т. д.).Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...).Смысл конфликта для каждого из его участников.Варианты дальнейших отношений участников конфликта.Какие действия, приемы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, укло­нение, приспособление?



Ситуация 1. «Педагог — педагог» Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат -опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей. Ситуация 2. «Педагог -ученик»Категорический отказ учащегося дежурить по классу. Воспитатель авторитарно настаивает на том, что дежурить будет именно он. Ситуация 3. «Педагог - родитель»Воспитатель в дневнике учащегося сделала запись «Поведение в столовой - «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а воспитатель совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор. специальная технология общения Д.КарнегиУЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. рефлексия Список литературыКарнеги Д. Пер. с англ.- Минск: Попурри, 2009.Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории - М.: Сентябрь, 1997.Сафронова, Е.М. Теория личностно-ориентированной вос­питательной деятельности: актуальность, разработки, основные по­ложения. Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М:, 1981Сыромятникова Л.М.. Педагогические советы. - М.: Глобус 2009г. Юдина Л.Г., , Глушкова К.А., Педагогический совет. От конфликта к культуре педагогического общения - Классный руководитель, 2006, №3 Ясвин, В. Векторная модель школьной среды -Директор школы. 1988, № 6. http://nigmaru.com/hl/highlight.php?url=http%3A%2F%2Fpravo.vuz-chursin.ru%2F%3Fd%3D334&code=83d792&s=/http:// http://www.master-live.ru/gifimg/index5.htmhttp://www.master-live.ru/gifimg/lica.htmhttp://www.master-live.ru/gifimg/anist.htmhttp://www.gifpark.ru/PEO.htmhttp://www.gifpark.ru/OBJ.htm 1/15/2013copyright 2006 www.brainybetty.com25Спасибо за внимание !