ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ.


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Н.В. Курилова, старший воспитатель
СП «Детский сад «Волна»» ГБОУ СОШ №3
им. М.Ф. Леонова с. Приволжье
Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе познавательные отношения к природе, к окружающему миру. Используя краеведение как метод экологического воспитания дошкольников, можно содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Основным направлением в эколого - краеведческой работе является формирование экологической культуры дошкольников, знакомство с растительным и животным миром родного края.
В основу реализации краеведческого направления положены следующие принципы:
Принцип развивающего обучения.
Принцип тематического планирования материала 
Принцип наглядности 
Принцип последовательности 
Принцип занимательности 
Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, чтение произведений художественной литературы, рассматривание альбомов, открыток, участие в природоохранных акциях, в непрерывной образовательной деятельности, фольклорных праздниках. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, а так же технологии парциальных программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа».
В рамках ФГОС образовательный процесс в ДОО строится по трем основным направлениям деятельности взрослых и детей: непрерывная образовательная деятельность,
совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
Давайте рассмотрим каждое направление экологического воспитания с учетом краеведческого аспекта.
В процессе непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Педагогами создана фонотека с записями звуков природы: шум леса, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных. Разработаны дидактические материалы и конспекты НОД по ознакомлению дошкольников с природой родного края. В детском саду оформлены и используются на занятиях в разных возрастных группах такие фотоальбомы как: «Дикие животные Самарской области», «Растения Самарской области», «Грибы Самарской области», «Лекарственные растения Самарской области», «Памятники природы Самарской области» и т.д.
Совместная деятельность. Для реализации задач эколого - краеведческой работы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среды в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними. На территории детского сада создана экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях. Задачей тропы является расширение элементарных сведений об объектах, и явлениях окружающей природы, воспитание экологической культуры. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых делах. На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения. На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах педагоги рассказывают: о птицах родного края, об их охране, о деревьях, растущих в лесах и их полезных свойствах, о цветах, насекомых.
Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Поэтому работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы о природных памятниках Самарской области, о животных, обитающих в области и т.д.). Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности.
Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранные акции с детьми под названием «Чистые берега Волги», «Елочка – зеленая иголочка», «Покормите птиц зимой!», «Чистый патруль» и т.д. Это даёт ребятам понять, что они тоже являются жителями своего села и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Традиционными стали фольклорные праздники, которые дети очень любят: «Осенины», «Капустник», «Масленица», «Сороки», «Троица» и узнают много нового и интересного о родном крае, а главное они учатся добру, любви к Родине, родной природе.
По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей, родителей и педагогов («Родной мой край», «Осенние фантазии», «Дары природы», конкурс «Экологических плакатов», «Елочка – зеленая иголочка»).
В работе с детьми педагоги придают большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Вершки-корешки», «Когда это бывает» помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Игровые упражнения «С какого дерева листок», «Узнай на вкус», «Найди такой же» и др. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.
Знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности с педагогом, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в трудовой деятельности, в книжном уголке. Созданные условия для экологического образования в группах: уголок природы, уголок для экспериментирования, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования позволяет детям закрепить и применить полученные знания на практике в самостоятельной деятельности.
Знакомство детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999.
4.Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа": блок занятий "Я и природа" / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005.