Значение устной речи в воспитании и обучение детей с нарушенным слухом

Значение устной речи в воспитании и обучение детей с нарушенным слухом

Без устной речи невозможна социальная адаптация в обществе. Оценивая значение устной речи для глухого только с позиции её коммуникативной функции недостаточно, т.к. для слышащего человека устная речь является базой владения языком и инструментом мышления. Физиологической основой владения языком слышащими служит сложная система следов от слуховых и кинестетических раздражителей, связанных со слуховым восприятием и устным воспроизведением слов в различных сочетаниях- это система следов запечатлённых в коре головного мозга составляет необходимую предпосылку внутренней речи речевого мышления. Работа звукопроизносительного аппарата представляет собой филогенетический механизм речевого мышления. Этот механизм наследуется ребёнком, в т.ч. и глухим, и нуждается в таком афферентации (стимулировании), которая позволила бы привести его в действие.
Условия обучения устной речи в специальных школах.
Слухо -речевая среда д.б. обеспечена на всех уровнях- в учебное и внеурочное время, вне школы в условиях необходимых социальных контактов детей с нарушенным слухом с учётом их потребностей. При формировании речевой деятельности акцент делается на воспитание потребности в общении словесными средствами, постоянное мотивирование речевое общение с воспитанниками, формирование языка как средства общения в условиях развития различных видов деятельности: учебной, игровой, бытовой, общении со слышащими. Организация слухо-речевой среды предполагает, что каждое слово усваивается детьми в процессе специально организованного общения и для общения. Организация постоянного мотивированного речевого общения, развитие потребности у них в речевом общении, поддержание инициативы речи осуществляется независимо от уровня их общего речевого развития, возможности восприятия и воспроизведения речи. Значение слов и правила их соединения специально не разъясняются, а раскрываются при адекватном использовании речевого материала с опорой на наглядные средства, включения одних и тех же слов в разные типы высказываний. Многократность повторений в аналогичных и других видов деятельности способствует усвоению речевого материала. Это предполагает создание специальных ситуаций, требующих общения. Речевой материал подбирается необходимый для общения на основе действующих программ. Общение учеников со слышащими должно проходить в устной форме, при затруднении используется устно-дактильная форма речи и письменные таблички При этом следует соблюдать необходимые требования к использованию дактилологии
Требования к дактилологии.
1.В первом классе в первом полугодии, дети овладевают техникой дактилирования:
-положением руки
-точным воспроизведением буквенного состава
-скоростью
-сочетанием орфографических и орфоэпических норм.
Дети дактилируют на всех уроках и во внеурочное время. Не дактилируют на музыкально-ритмических занятиях индивидуальных и фронтальных занятиях в слуховом кабинете.
Со 2 полугодия 2 класса и далее не дактилирует учитель, когда предъявляет знакомый речевой материал, не используется дактилология при чтение. При знакомстве с новым речевым материалом или трудным по звуко-буквенному составу – дактилирует.
С 4 класса дети не дактилируют при общении со слышащими взрослыми и при организации учебной деятельности, при хоровом чтении не дактилируют всегда.
При общении друг с другом в условиях ограниченной ситуации или при сообщении знакомого речевого материала дети говорят только устно.
Общаясь с детьми, взрослые:
1.Говорят лицом к ребёнку, при этом сидят или стоят, движения и перемещения затрудняют пониманию обращённой речи.
2.Убедиться что ребёнок смотрит на лицо говорящего, лицо д.б. хорошо освещено (нельзя стоять спиной к источнику света).
3.Все слышащие люди должны говорить в нормальном темпе, эмоциально выразительно, нормальным по силе голосом, соблюдать все требования к произношению на русском языке. Утрированная артикуляция запрещается!!! В результате, дети не научаются нормальной артикуляции, не развивается слухо-зрительное восприятие, овладевают не правильным произношением.
Очень важно педагогу активно использовать в общении невербальные средства коммуникации:
-выражение лица
-позу
-пластику.
Учитель д.б. живым, артистом ( Уметь показать вопрос, радость. Выражение лица должно отражать сущность фразы).Нельзя задавать неслышащему вопрос: Тебе понятно? Обеспечивая контроль за правильностью восприятия надо попросить ребёнка выполнить задание – в ответ на поручение, ответить на вопрос или повторить сообщение – т.е. дать речевой ответ- в противном случае будет нарушен коммуникативный принцип.
С неслышащими нужно говорить простыми естественными фразами, чётко, но не упрощённо. В большинстве случаев сохранять естественный порядок слов. Но сохранять один и тот же порядок слов неправильно, обязательно использование вариативности высказываний, изменение порядка слов.
В процессе устной коммуникации неслышащие дети постепенно побуждаются к реализации произносительных возможностей. Элементарные установки: «Говори хорошо», «Ты сказал неправильно. Послушай меня» влияют на качество обучению устной речи. При затруднении устной коммуникации ребёнок должен уметь говорить не стесняясь: «Я не понял. Повторите ещё», и он не должен бояться когда ему говорят: «Повтори ещё».
Организация работы предполагает использование аппаратуры различных типов. На инд. Зан. До 3 класса используется стационарная аппаратура, с 3 класса постепенно вводятся инд. СА. С 6 класса только инд. СА.
В работе со слабослышащими детьми на уроках используется стационарная электроаккустическая аппаратура, на инд. зан. используется инд. СА, дети также учатся слушать без СА. На музыкально-ритмических занятиях в условиях индукционной петли.
В слуховом кабинете и во внеурочное время используются индивидуальные аппараты.
Утро начинается с надевания СА, а вечером снимают. Детей необходимо научить уходу за СА, а также бережному обращению.
Формирование устной речи базируется на создании у ребёнка слухо-зрительно-кинестетической системы . Всё что ребёнок учится говорить , он учится воспроизводить на слух, и что учится слушать максимально реализует устные произносительные возможности.
Принципиально важное значение имеет реализация системы интенсивного развития слухового восприятия, разработанная Е.П. Кузьмичёвой в работе с неслышащими и И. Багровой в работе со слабослышащими.
Кузьмичёвой Е. П. доказано, что состояние слуховой функции имеет значение в первоначальный период обучения. В последующие периоды обучения принципиальное значение состояние слуха не имеет, т.к . активно используется догадка, повышается её роль, т.е. мышления.

Заголовок 115