Развитие диалогической речи на индивидуальных занятиях у слабослышащих старших школьников.

Развитие диалогической речи на индивидуальных
занятиях у слабослышащих старших школьников.
Подготовила учитель РСВ и ФП
Мосунова Е.Н.
г. Йошкар - Ола

Нарушение слуха это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Больно осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего малыша можно и нужно бороться.
Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей у него появляется для включения в социум. Появляется потребность в использовании транспорта, посещении больниц, аптек, магазинов и вокзалов. Все это предполагает общение с людьми, что вызывает большие трудности у слабослышащих детей, они не могут правильно и четко сформулировать своё высказывание. От ребенка с нарушением слуха требуется грамотно сформулировать вопрос и правильно воспринять ответ собеседника.
Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.
Обучение разговорной речи занимает одно из центральных мест в учебном плане школы-интерната I и II вида. Это объясняется тем, что дети с нарушенным слухом без специального обучения не могут овладеть языком, т.к. не слышат речи и не могут, как слышащие дети, подражая взрослым овладеть ею.
Особое значение в развитие разговорной речи слабослышащих детей имеет деятельность учителя класса, языковедов, учителя специальных индивидуальных занятий. Больше возможностей у ребенка конечно на индивидуальных занятиях. На них он учиться найти нужную речевую форму, учитель стимулирует ребенка активному поиску слов и способов высказывания. На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП можно выделить несколько направлений: своевременная проверка понимания детьми отдельных слов и выражений, употребляемых ими в речи; побуждение к разным вариантам выражения одних и тех же мыслей; обеспечение обогащения и усложнения речи детей новыми словами и грамматическими структурами; связь употребляемого в данный момент речевого материала с тем, который уже имеется в речевом опыте ученика; побуждение учащихся следить за речью товарища, исправлять недочеты в ней, повторять и запоминать наиболее удачно сказанные слова и выражения, сочетание работы по развитию разговорной речи детей с расширением их кругозора и воспитанием самостоятельности.
Работая над развитием у детей диалогической речи, совершенствуются все стороны устной речи: содержание и правильное его оформление, точность и скорость слухо-зрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произнесение звуков и их сочетаний).
Овладение речевым общением начинается с использования ребенком отдельных предложений разных типов, в основной побудительных, которыми он овладевает по подражанию. Позже в его речи появляются вопросительные и повествовательные предложения. На основе развития разговорной речи в дальнейшем будет строиться и развитие других форм речи: в монологической (связной) речи, письменной и т.д.
Следовательно, чем эффективнее будет происходить развитие диалогической речи, тем лучше будет развита связная и письменная речь, которая в свою очередь тоже имеет ряд свих особенностей.
На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучения произношению со старшими слабослышащими школьниками я ставлю перед собой основную цель – научить правильно излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый диалог. Я учу детей пяти видам речевой коммуникации: 1) принимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищу (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; 3) отвечать на вопросы и задавать их; 4) сообщать о выполненной и предстоящей работе; 5) участвовать в диалоге.
Для успешной реализации этой цели в процессе обучения я соблюдаю следующие педагогические требования:
1. Отказ от работы по вопросам при составлении связанных высказываний любого вида. Учитель при работе над высказыванием любого вида побуждает учеников к строгой логической последовательности в изложении событий в соответствии с конкретным пунктом плана или текста в целом, не перебивая их вопросами. При этом дети учатся строить именно связанный текст, а не отвечать отдельно на вопросы.
2. Формирование диалогической речи на основе построения целостных текстов. Работе по построению текста предшествует словарная работа по теме и выполнение лексических и грамматических упражнений с использованием речевого материала темы. Это помогает овладеть речью как специфической формой речи, способствует выработке у них навыков самоконтроля.
3. Использование на уроках различных организационных форм, обеспечивающих сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.
4. Использование на уроках дифференцированного подхода к учащимся с целью активации речевой и мыслительной деятельности каждого из них.
Программой школы-интерната II вида предусматривается «достижение основной задачи развития разговорной речи детей – овладение языком как средством общения, начиная от овладения словами и фразами в 1 классе и до умения вести беседу на разные темы, самостоятельно задавать вопросы и развернуто высказывать в ее ходе в 7 классе».
Исходя из вышесказанного я в своей работе со слабослышащими подростками, большое внимание уделяю диалогам. Этот вид работы направлен на развитие у школьников навыка ведения ситуативного диалога по заранее определенной теме. Темами диалогов являются часто встречающиеся жизненные ситуации. Это позволяет слабослышащим детям лучше адаптироваться в социуме. Примерные темы диалогов: «В аптеке», «В магазине», «На вокзале», «Справочная служба» и т.п. Сначала дети воспринимают готовый диалог на слух, обговаривается словарь. Далее работа в парах, чтение диалога по ролям. Интересным видом упражнений является составление диалога по заданной ситуации. Оно позволяет активизировать словарь по теме и приобретать навыки правильного формирования диалогической речи в устной и письменной форме.
Эффективность работы по диалогической речи в значительной степени определяется мотивацией учащихся, их заинтересованностью в процессе обучения. Отработка и обыгрывание диалогов на данные темы позволяют слабослышащим детям без затруднений спросить что-то у продавца, купить билет на поезд, найти в справочной необходимый адрес. Данный вид работы я использую в практике уже три года. За это время дети стали уверено вступать в диалог, не боясь что их могут не понять. Научились самостоятельно составлять диалоги на заданную тему и работать в парах.
Итак, виды и приемы работ по развитию разговорной речи многообразны. Все они направлены на установление общения детей не только друг с другом и с педагогом, но и с нормально слышащими людьми. Можно сделать вывод, что развитие разговорной - диалогической речи играет важную роль в обучении детей с нарушением слуха, это позволяет успешно адаптироваться в социуме слышащих.


Литература

1. Зыков С.А. Развитие глухих учащихся – основа совершенствования из специального обучения. Москва, 1997г. С 76, №5. Издательство «Дефектология».
2. Назарова Л.П. методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ.пед.учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова.-М:Гуманит.изд.центр Владос,2001.
3. Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи. Москва, «Дефектология», 1990г., №1, С. 45.
4. Зайцева Г.Л. современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы)// Дефектология.-1999 №5
5. Кирилова А.Г. Система работы по развитию речи на уроках трудового обучения. Москва, «Дефектология», 1996г. №2, С 27.
6. Нестерович Т.В. Развитие речи глухих учащихся 1 класса имеющих задержку психического развития. Москва, «Дефектология», 1995г., № 2.
7.Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. Альбом №4. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. Ярославль, 2001г. «Академия развития».
15