Статья на тему: Работа с закрытой картинкой (спрятанным предметом) как методический прием для развития разговорной речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Работа с закрытой картинкой (спрятанным предметом) как методический прием для развития разговорной речи детей с ОНР.
 Цель работы с закрытой картинкой или спрятанным предметом – научить детей задавать вопросы (картинка на первом этапе работы  повернута тыльной стороной, а предмет спрятан). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и они постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.
Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке, исчезает мотивировка вопроса. Они, рассмотрев картинку, больше смогут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т.п. Это им и так ясно. Подобные упражнения не помогают осознать ребенку основную коммуникационную сущность вопроса.
Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание  картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т.д.)
Усложнение работы с закрытыми объектами ведется по трем основным направлениям:
-    содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета;
-    содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету;
-    степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом.
 1.  Усложнение формы и содержания объекта.  Первоначально используется спрятанный предмет. Если берется картинка, то ее содержание должно быть предельно простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, яблоко, ваза и т.д.) Потом можно попросить детей нарисовать данный предмет или слепить из пластилина.
Например, дети изучают тему «Овощи». После знакомства с названиями овощей, их формой, цветом, вкусом, величиной и обобщающим понятием проводится занятие со спрятанным предметом.
Дети задают вопросы: «Это огурец? Это помидор? Это репка?», а, выяснив, рисуют или лепят этот овощ. Далее можно использовать картинку с действующим персонажем (девочка бросает мяч, мальчик бежит и т.п.) или предмет  сложной формы с большим количеством деталей.
Затем, можно подобрать  серию закрытых картин или сюжетную картинку  по прочитанному произведению. Педагог предлагает задать вопросы и по  описанию узнать, из какой сказки персонаж или персонажи.
 2.  Усложнение содержания и формулировок вопросов. Первоначально педагог помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?» Если работа идет со спрятанным предметом, педагог сам классифицирует его («Это овощ», «Это игрушка») Педагог побуждает детей задавать вопросы:
- Спросите у меня, какая игрушка спрятана.
- Спросите, предмет большой или маленький.
Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать  вопросы. Затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида: «Какое платье у куклы?», «Какие волосы у куклы?», «Что на ногах у девочки?», «Есть ли бант на голове?»
На следующем этапе  появляются вопросы о месте действия: «Где стоит девочка?», «Что расположено справа от нее?» «Какое время года?», «Какая погода?»
Когда берется картинка с ясным содержанием или предмет простой формы,  устное описание надолго удерживается в памяти ребенка, он может с большой точностью воспроизвести на бумаге предмет, изображенный на закрытой картинке, или слепить спрятанный предмет.
При усложнении вида работы, например с сюжетной картинкой, выяснилось, что  дети с трудом запоминают ее содержание, пространственное расположение предметов. В качестве вспомогательных сигнальных символов можно использовать  лист бумаги с обозначениями «в центре», «внизу слева», «вверху справа» или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синий круг – верх (небо), зеленый – низ (трава)). Если ребенок в процессе рисования что-то забыл, он может использовать  сигналы, или подойти со своим рисунком к фланелеграфу  и задать педагогу вопрос, показывая сигнал: «Что нарисовано слева внизу?» При систематической работе с сигналами  у детей развиваются  пространственное восприятие, память, разговорная речь.
3.  Развитие самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой. В начале работы педагог побуждает детей задавать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображено на картинке? Где стоит девочка? Как она одета?» После того, как несколько детей повторяют вопрос, логопед отвечает на него, а затем предлагает повторить свой ответ.
По мере того, как дети овладевают вопросно-ответной формой речи, педагог уменьшает помощь при формулировке вопроса, так как дети постепенно привыкают это делать самостоятельно.
Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию данного вида деятельности. Когда дети уже могут классифицировать предметы, владеют, в достаточной степени, диалогической формой речи, можно использовать работу с «маленьким учителем». Ему адресуются  вопросы детей, т.к. только он видит картинку или спрятанный предмет. Педагог контролирует и направляет диалог «маленького учителя»  с группой детей: «Спроси Мишу, что нарисовано на картине? Повтори ответ».
Использование перечисленных приемов работы способствует развитию у детей навыка описания. Сначала спрятанный предмет или картинка описываются по частям, затем в целом. Обязательно, осуществляется индивидуальный подход к детям при обучении диалогической речи и связному рассказу по закрытой картинке или спрятанному предмету.












15