Конспект урока по истории России в 10 классе. «Крестьянская реформа 1861 г.»


Конспект урока по истории России в 10 классе.
Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 г.»
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология: Проблемного обучения.
Цели урока:
Познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России.
Оценить вклад Александра II в реформирование жизни общества.
Развивать способность представлять события с различных точек зрения.
Способствовать формированию УУД.
Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:
Знать основные положения крестьянской реформы 1861г.
Уметь отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы.
Улучшить коммуникативные способности.
Оборудование: учебник «История России»: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2007. – 400 с.
План урока:
Причины крестьянской реформы 1861 г.
Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
Значение отмены крепостного права.
Ход урока:
Структура урока Содержание деятельности
Учителя Содержание деятельности учащихся
1. Организаци-онный момент. Вводное слово: Сегодня мы познакомимся с Крестьянской реформой 1861 г., после которой было отменено крепостное право в России. На уроке мы познакомимся с подготовкой и основными положениями крестьянской реформы 1861г., работой учреждений занимающихся ее разработкой и людьми, которые внесли большой вклад в отмену крепостного права. Записывают тему урока.

2. Актуализация знаний.
3.Проблематизация.
4)Постановка цели
.
5)Планирование
В Европе к началу XIX века крепостное право почти повсеместно было ликвидировано. В Англии   процесс освобождения крестьян от личной зависимости произошёл ещё в XV в., в других странах чуть позже. Пожалуйста, ответьте на вопросы:
Что стало главной причиной поражения России в Крымской войне?
Почему в России во второй половине 19 в. всё ещё существовало крепостное право?
Какие еще причины, кроме поражения в Крымской войне побуждали императора к тому, чтобы решиться провести крестьянскую реформу?
3) Александр II в попытке решения вопроса освобождения крестьян столкнулся с серьёзной проблемой: как освободить крестьян, при этом не сильно затронув интересы помещиков.   Решить эту задачу он пытался своей реформой. Сегодня на уроке нам предстоит решить проблемный вопрос – смог ли государственный проект освобождения крестьян удовлетворить требования и крестьян, и помещиков?
4)Теперь ребята сформулируйте и запишите цель нашего урока.
Каким образом мы поймем, что достигли цели?
Правильно. И это сопоставление мы представим в виде таблицы. (Учитель рисует таблицу на доске).
Крестьяне Помещики
+ - + -
Давайте подумаем, какие вопросы помогут нам понять, чьи интересы учитывала реформа?
Учитель вписывает вопросы детей на доске.
Примерные вопросы:
Получал ли крестьянин землю, если да, то каков размер участка и должен ли он был платить за нее выкуп?
Какими были условия освобождения крестьян?
Понес ли убытки помещик, если да, то, как государство их компенсировало?
Давайте выясним, как эти вопросы были решены разработчиками реформы. Прочитайте параграф 20 на странице 143 и ответьте на вопросы.
Учитель спрашивает учащихся найденные ими ответы, в случае необходимости просит учащихся дополнять ответы друг друга.
А теперь давайте заполним таблицу.

Крестьяне Помещики
+ - + -
Личная свобода Мало земли Компенсация в денежном эквиваленте Потеряли бесплатную рабочую силу
Просит учащихся озвучить свои ответы, дополняет в случае необходимости и корректирует.
Так смог ли Александр II угодить и крестьянам, и помещикам?
Почему историки считают, что Крестьянская реформа 1861 года ударила одним концом палки по крестьянам, другим концом по помещикам?
Реформа имела массу недостатков: до полного выкупа сохранялась барщина, земля считалась собственностью общины. И всё же реформа имела важное  значение.  Попробуйте его сформулировать. 
Отвечают
1)экономическая и военная отсталость, в первую очередь из-за наличия крепостного права, которое было тормозом развития экономики.
2)Сопротивление дворянства.
3)Бунты крестьян, безнравственность крепостного права, крепостное право сдерживало развитие новых капиталистических отношений.
3)Записывают проблемный вопрос
4) Формулируют и записывают: выяснить, смог ли Александр II при разработке реформы  учесть интересы и крестьян, и помещиков.
Отвечают: сопоставив, какую выгоду получили от реформы крестьяне, а какую помещики.
Учащиеся рисуют таблицу у себя в тетради.
Предлагают вопросы.
Читают параграф и записывают вопросы у себя в тетради.
Отвечают и дополняют ответы друг друга.
Заполняют таблицу.
Отвечают: нет
Отвечают: Потому что проведение реформы было невыгодно и крестьянам, и помещикам.
Отвечают: переломный момент между двумя эпохами феодализма и  капитализма. Вступление России в эпоху капитализма.
6. Рефлексия. Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.  Вы   достигли цели?
Что вам помогло в достижение цели?
Отвечают: смог ли Александр II при разработке реформы  учесть интересы и крестьян, и помещиков. Да, достигли.
Ответы других учащихся,  учебник, план   по которому мы работали.
7.Оценивание результатов и запись домашнего задания Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.
Инструкции по выполнению домашнего задания: параграф 20, Прочитать и ответить на вопросы к документу на с. 143.
Записывают домашнее задание.