Технологическая карта к уроку истории Реформы 60-70-ых гг. XIX в. в России. 8 класс.


Технологическая карта урока «Реформы 60 – 70 – ых гг. XIX в. в России».
Ф.И.О.учителя: Кошекина Инна Александровна.
Предмет: история.
Класс: 8.
Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок раздела «Россия во второй половине XIX века», формирующий представления обучающихся о причинах проведения, содержании, характере реформ Александра II.
Тип урока: комбинированный урок.
Технология: проблемное обучение.
Цель урока: изучение либеральных реформ эпохи правления императора Александра II.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о причинах проведения, содержании реформ 60 – 70 – ых гг. XIX в. в России, последовавших за Великой реформой .
Развивать навыки анализа документов, определения характерных черт исторических явлений, объяснения смысла понятий, изложения суждений о причинно-следственных связях исторических фактов, определения отношения к историческим событиям.
Формировать навыки работы в микрогруппе, активную жизненную позицию при оценке явлений социальной и исторической действительности.
ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ИКС
Организационный момент
Приветствие учителя.
Рефлексивно – оценочный этап
Организует фронтальную работу, направленную на проверку домашнего задания.
Принимают участие во фронтальной работе: отвечают на поставленные вопросы, анализируют исторические процессы.
Работают в группе, излагают материал на заданную тему в логической последовательности, исправляю ошибки, оценивают значение исторических событий.
Оценивают результаты учебной деятельности.
Определяют точку зрения, приводят аргументы. Рассмотрите форзац учебника. Чей портрет вы видите?
Объясните, почему на форзац учебника вынесен портрет Александра II?
Датируйте правление Александра II.
Коллективная работа (5 человек): обучающиеся составляют коллективный рассказ о реформе 1861 года (логическая последовательность, исправление ошибок, оценка классом).
Почему А.Н. Некрасов написал о реформе «порвалась цепь великая, порвалась и ударила: одним концом по барину, другим по мужику!»?
Правомерно ли называть реформу 1861 года Великой? (учащиеся дают аргументированные ответы). Александр II,
крепостное право,
1649 г. – судебник Алексея Михайловича,
самодержавие, модернизация индустриализация,
1861 г. – реформа об отмене крепостного права
Мотивационно - целевой этап Формирует представление о
взаимосвязи исторических процессов, организует работу по формулированию темы и определению проблемного поля урока: определение характера реформ Александра II
Записывают тему
урока в тетрадь,
В ходе фронтальной работы формулируют проблему и записывают её в тетради,
оставляя место для ответа на рефлексивно – оценочном этапе урока. Должны ли были последовать за Великой реформой другие преобразования?
Какие сферы жизни и почему они должны были затронуть?
Сформулируйте тему и проблему урока. Операционно – деятельностный этап Кратко информирует обучающихся о времени проведения реформ, раскрывает терминологию, организует работу по изучению извлечений из документов и их анализу, систематизации материала в формате схем, корректирует ответы обучающихся.
Судебная реформа:
1864 г., принципы судопроизводства: публичность, гласность, состязательность, выборность мирового судьи и присяжных, независимость судей.
Интересный факт: в роли адвокатов могли выступать непрофессиональные юристы, например Л.Н.Толстой был адвокатом, но потом разочаровался...
Следует отметить, что реформы привели к росту революционного движения и некоторые принципы судопроизводства были ограничены, суды над революционерами стали закрытыми.
Земская реформа: проведена в 1864 г. Александр II должен был считаться с мнением дворянства, которое утратило прежнюю власть и было недовольно отменой крепостного права. Земства - выборные органы местного самоуправления. Гласные – члены земских уездных и губернских собраний. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы, в составе председателя и нескольких членов. Выборы проходили 1 раз в 3 года. Избиратели делились на 3 курии. Правом голоса пользовались только мужчины. Для участия в выборах нужно было иметь определённый имущественный ценз.
Схема «Выборы в земства» (дворяне, горожане, крестьяне).
Городская реформа: проведена в 1870 году, правом голоса пользовались мужчины, достигшие 25 лет, избиатели делились на три курии в зависимости от уровня доходов.
Слушают учителя, записывают информацию о времени проведения реформы и основных принципах судопроизводства в тетрадь.
Аргументируют позицию.
Записывают дату проведения реформы и определение термина, составляют схему «Выборы в земства».
Анализируют документ и отвечают на вопросы.
Анализируют репродукцию и отвечают на вопросы.
Слушают учителя,
отвечают на вопросы, делают запись о дате проведения реформы, Анализируют документ, отвечают на вопросы. Определите основную причину проведения судебной реформы.
Почему Л.Н.Толстой был азочарован поприщем адвоката?
Определите значение судебной реформы.
Ознакомтесь с извлечениями из документа 1 и ответьте на вопросы к документу (устно)
Рассмотрите репродукцию картины Трутовского «Заседание земства» (стр.148 учебника).
В каком жанре написана картина?
Какую идею выразил художник?
Аргументируйте позицию.
Определите основную причину проведения городской реформы
Ознакомьтесь с документом 2 и ответьте на вопросы. 1864 г. – судебная реформа; 
1864 г. – земская реформа.

1870 г. – городская реформа. 
Рефлексивно – оценочный этап Организует обсуждение проблемного вопроса урока о характере реформ Александра II.
Организует работу по оцениванию работы обучающихся на уроке.
Определяет домашнее задание: параграф 21-22 (стр. 146-150), составить схему «Судебная система России», ИКС; стр 157, в.2 – пожеланию.
Сообщает о том, что на следующем уроке знакомство с реформами Александра II будет продолжено и благодарит за работу. Определяют и аргументируют позицию.
Оценивают работу на уроке.
Записывают домашнее задание. Определите характер реформ Александра II.
Определите основной недостаток изученных реформ.
Определите альтернативы устранения указанного недостатка реформ.
либерализм, консерватизм, революционное движение.
Документ 1. Извлечение из «Положения о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утверждённого 1 января 1864г».
Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
I .Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II.Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счёт земства.
III .Меры обеспечения народного продовольствия.
IY. Заведование земскими благотворительными заведениями.
Y. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
YI .Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
YII .Участи в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах.
YIII.Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений.
Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел.
Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам.
Вопросы к документу:
1.Какие дела находились в ведении земств?
2. Какие вопросы не решали земства?
3.В чём сильные и слабые стороны земской реформы?
Документ 2. Извлечение из «Городового положения от 16 июня 1870 г».
К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану; заведование на основании правил устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений.
г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц, участие на том же основании в попечении о народном образовании, а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений;
д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города.
Вопросы к документу:
1. Какие проблемы городской жизни решало городское общественное управление?
2. Сравните земскую и городскую реформы. В чём значение этих реформ?