Урок литературного чтения 3 класс,3 четверть С.Есенин Черёмуха


Урок литературного чтения 3 класс 3 четверть
УМК «Школа России»
Учитель: Демидова Н.Е.
Тема: С.Есенин «Черёмуха».
Цель: ознакомить обучающихся с стихотворением С.Есенина «Черёмуха»,
учить понимать и чувствовать красоту родной природы, учиться выразительно
читать стихотворение.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся отражать при чтении
стихотворения его настроение, находить в стихотворении
яркие, образные слова и выражения.
Оборудование: портрет С.Есенина, карточки на столах «Словарь настроения», проектор, компьютер.
Ход урока.
I. Организация обучающихся
-Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке. Сели тихо. Урок чтения.
II. Речевая разминка.
На экране:
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
-Что такое? (Скороговорка)
-Прочитайте её сначала орфографически, с удивлением, весело, с ускорением, выразительно.
III. Проверка д/зЧтение наизусть стихотворения А.Блока
IV. Самоопределение к деятельности.
-Послушайте загадку:
Будто снежный шар бела,По весне она цвела,Нежный запах источала.А когда пора настала,Разом сделалась онаВся от ягоды черна.
-Что это? (Черёмуха)
-О чём мы на уроке будем сегодня говорить?
-Какие цели вы поставите перед собой?( Узнать что-то новое, будем учиться читать выразительно…)
V. Работа по теме урока.
На слайде:
-Мы сегодня познакомимся с стихотворением С.Есенина «Черёмуха»
Слово об авторе.
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Ещё в раннем детстве Есенин полюбил родную русскую природу. Его стихотворения как-то особенно светлы, чисты, мелодичны. Писать он начал рано- в девять лет. Есенина отличает необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность . Знакомство с деревом черёмуха.(на слайде изображение дерева)
С черемухой связаны и весна, и возврат холодов, с которыми обычно совпадает период ее цветения. Воздух, напоенный слегка горьковатым ароматом, словно говорит о том, что наконец-то закончилась зимняя пора и наступило долгожданное обновление природы. Но все это свидетельствует лишь об эмоциональном восприятии любимого в народе дерева.  Несмотря на то что черемуха - дерево повсеместно любимое и многократно воспетое, ее не очень жалуют на садовых участках. Почему-то считается, что черемуха очень привлекательна для вредителей и даже служит для них инкубатором, а потому вредна для сада. Это не только не соответствует истине, но и противоречит ей. Дерево это чрезвычайно полезное: цветы и листья черемухи выделяют так много летучих фитонцидов, что очищают воздух вокруг, убивая болезнетворные микроорганизмы и даже мелких насекомых - комаров и клещей. Правда, по этой же причине не стоит вносить букеты черемухи в дом: большая концентрация фитонцидов может вызвать головную боль.
Знакомство с стихотворением с Есенина «Черёмуха»
–Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Словарная работа.
-Кто сможет объяснить написание выделенных слов?
Пряная
Вкрадчиво
-Прочитайте ещё раз неторопливо.
-Какие строки понравились, запомнились?
-Какие слова поэт выбирает, чтобы мы услышали, как поёт ручей?
-Почему поэт изображает ручей и черёмуху как живых существ?
-Какое настроение у вас после чтения этого стихотворения? Используйте слова из нашего словаря настроения.
На партах :Словарь настроения
Загадочное
Прекрасное
Восхитительное
Грустное
Весёлое
Завораживающее и т.д.
VI.Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается к небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
VII. Продолжение работы
Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
VIII. Рефлексия
-Наш урок подошёл к концу
Я предлагаю закончить предложения, которые записаны на доске.
Меня удивило..Я узнал…
Я научился..IX. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, подготовить иллюстрацию к этому стихотворению..