Тренинг Учимся управлять своими эмоциями

Предисловие

По статистике самоубийство чаще всего совершают подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Ошибочно думать, что суицид среди подростков – удел выходцев из неблагополучных семей. Чаще всего к такому деструктивному поведению склонны дети из внешне благополучных семей. Но что же толкает их на такой ужасный шаг? Подростковый возраст - один из самых трудных в жизни человека, поскольку именно в этот период завершается формирование личности в целом, ее ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. Кроме того, происходит активное половое развитие, которому свойственно изменения гормонального баланса. А вместе с гормонами «скачет» и настроение: появляется раздражительность, агрессия, плаксивость. Вчерашние дети становятся более впечатлительными, они остро реагируют на, казалось бы, заурядные вещи. Поэтому, когда они сталкиваются с проблемами, то зачастую попросту теряются, поскольку не имеют опыта разрешения сложных жизненных ситуаций. У особенно ранимых и чувствительных подростков в таких случаях могут возникнуть мысли о суициде.


Тренинг «УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ»
профилактика суицидального поведения подростков
Цели:
- снятие эмоциональной зависимости;
помочь наладить более дружеские отношения между сверстника
формирование адекватного отношения к жизни.

Упражнение: «Знакомство – интервью».
Участники делятся по парам, и каждый рассказывает о себе другому участнику. Затем они представляют друг друга, но обязательно надо назвать девиз и цель жизни.
Ведущий:
Научиться управлять своими эмоциями, как и эмоциями других людей, довольно сложно, необходима постоянная тренировка. Если вы хотите понять, как управлять своими эмоциями и чувствами, то следует развивать в себе следующие качества. Терпение, собранность и сосредоточенность, переключение, самоанализ, расслабление и отдых.
Все люди разные. Эмоциональные и спокойные. Часто это зависит от человека, от его умения управлять своими эмоциями, от особенностей нервной системы, от темперамента. Люди делятся по видам темперамента:
- сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, полный надежд, шутник.
- флегматик – хладнокровный человек, медленно приходит в состояние возбуждения.
- холерик – вспыльчивый, не сдержанный человек.
- меланхолик – для него характерен мрачный настрой, сложная напряженная внутренняя жизнь. Меланхолик придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
Ребята, а вы себя знаете? Например, геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.
Тест психогеометрический.
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.
Если основной формой оказался:
Квадрат - упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат относится к левополушарным мыслителям.
Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, бывает категоричным и в большинстве случаев поступает по своему. Является левополушарным мыслителем.
Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность. Круг относиться к правополушарным мыслителям.
Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка. Прямоугольность – всего лишь стадия. Она пройдет.
Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность. Зигзаг относится к правополушарным мыслителям.
Предлагается учаcтникам ответить на личностный опросник ИСН
(исследование суицидной направленности поведения)
Так как мы разные, то каждый по-своему поступает и реагирует на поступки и слова.
Упражнение: «Пять хороших дел».
Участники делятся по парам и по очереди друг другу называют хорошие дела, и хвалят «Молодец», «Хорошо».
Вопрос: Что было легче называть хорошие дела или слушать похвалу?
Упражнение: «Хорошие и плохие дела».
Участники делятся на две команды. Первая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.
Вторая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Затем идет обсуждение, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Ведущий:
Одни люди предпочитают делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчения. Другие – глубоко скрывают свои чувства и эмоции по разным причинам:
- стыдно казаться слабым;
- затаенные обиды;
- неудобно обременять других своими проблемами;
- боязнь быть непонятыми;
- вдруг будут смеяться.
Упражнение: «Волшебная рука».
Участникам тренинга предлагается обвести контур своей руки. На каждом контуре пальца написать свои хорошие качества, а на ладони плохие.
Ведущий:
Плохие качества могут стать проблемой. И не всегда человек может самостоятельно справиться со своей проблемой. И из-за этого человек страдает, а иногда и делает глупые, необдуманные поступки.
Ребята, назовите, какие могут быть глупые и необдуманные поступки?
( участники тренинга называют поступки)
Самый глупый и нелепый поступок это самоубийство (суицид).
Когда совершается самоубийство, что этим хотят выразить,
отомстить, заставить страдать кого-либо или привлечь внимания к себе?
А если подумать, то этим наказывают тех, кто любит, кто переживает.

Опросник «Мое мнение».
1. Знакома ли Вам проблема суицида? Да, Нет
2. Сталкивались ли Вы лично с этой проблемой? Да, Нет
3. Что, по Вашему мнению, способно толкнуть человека на самоубийство:
-личные проблемы;
- равнодушие со стороны окружающих;
- материальные проблемы;
-другое______________________________________________________
4. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь?
Да, Нет, Не совсем
5. С каким чувством вы смотрите в будущее?
- с чувством надежды и оптимизма;
- спокойно;
- особых перемен для себя не жду;
- с тревогой и неуверенностью;
- скорее со страхом и отчаянием.
6. Уверены ли Вы в осуществлении своих планов?
Да, Нет, Затрудняюсь ответить
7. Что в окружающей жизни Вас больше беспокоит?
- материальные проблемы;
- проблемы экологии;
- безработица;
- равнодушие;
- жестокость;
-другое________________________________________________________

«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
И.В. Гетте.
Упражнение: «Прекрасный сад».
Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.
Затем ребятам предлагается нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.
Вывод: Предлагается всем полюбоваться на «прекрасный сад». Замете, всем хватило место, и каждый занял только свое место, которое выбрал сам. Всем цветам нужно солнце и внимание.
Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы учиться, получить специальность, работать, любить, создать семью, воспитать детей, заботиться о внуках и т.д. но для этого нужна цель и ваше желание.
Притча:
Потерпел корабль кораблекрушение. Человек выныривает и обращается к Господу за помощью, что бы тот его спас. Смотрит, рядом проплывает обломок доски, он ухватился за нее и держится. И снова стал просить Господа о том, чтобы показалась земля. Человек смотрит, вдали показалась земля. Тогда человек стал просить господа о том, чтобы тот помог добраться ему до земли. Вдруг небеса раздвинулись, Господь и говорит ему: «Ты хоть руками греби».
Смысл притчи, в том, чтобы добиться в жизни того чего ты хочешь, надо и самому двигаться, потрудиться, а не надеяться на кого-то.
Иногда на пути к цели встречаются и препятствия, но чтобы найти свое место в жизни, надо учиться их преодолевать.
Упражнение: «Найди свое место».
Участники тренинга получают карточки с названием животных. Не показывая карточку другим, а, только имитируя голос животного, надо встать в одну шеренгу по росту, данного животного.
Вывод: Вот так и в жизни бывает, что разговариваем на одном языке, а
иногда не понимаем друг друга, что кому-то нужна помощь.
. Упражнение: тест-опросник «Мои ценности»
(расставить по значимости «ценности»)
Наличие хороших и верных друзей.
Интересная работа.
Уверенность в себе
Творчество.
Счастливая семейная жизнь.
Здоровье.
Материально обеспеченная жизнь.
Свобода, как независимость в действиях и поступках.
Любовь.
Познание, стремление к «новому» – учеба.
Активная деятельная жизнь.
Красота природы и искусство.
Притча: «Сам слепи свое счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
-Слепи мне счастье – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вопрос: Какой смысл этой притчи?
Вывод: Все в ваших руках.
Ведущий: Ребята, обучаясь в колледже, за это время вы хорошо познакомились друг с другом, а кто-то и подружился.
Сейчас прошу подойти ко мне десять человек
Упражнение:
Участникам надо выстроиться в одну шеренгу по датам месяца своего рождения. Построиться надо молча не переговариваться.
Ведущий: Вот так и в жизни бывает трудно найти свое место. Тебя будут толкать, пихать, отталкивать. Будут жизненные испытания и неприятности.
Притча: «О колодце и осле».
Осел упал в колодец, старик не смог его вытащить. И решил, что колодец старый, и он давно хотел его засыпать, да и осел уже не работник. Решил засыпать вместе с колодцем и осла. Старик стал кидать землю в колодец, а осел стряхнет землю с себя, да и ногами утопчет. Старик кидал землю, а осел стряхивал ее с себя, да и утаптывал ее. Так и выбрался осел из колодца.
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. Каждая проблема, это камень, который жизнь кидает в вас.
Помните, что вы справитесь с любой неприятностью и выдержите любые испытания, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
Освободите свое сердце от ненависти – простите всех на кого были обижены;
Освободите свое сердце от волнений, - большинство из них, они бесполезны;
Цените, то, что имеете;
Отдавайте больше;
Ждите меньше.
Сделай добро и бросай в воду, оно обязательно к тебе вернется.
Упражнение: «Аплодисменты»
Участники образуют круг, в центре круга стоит стул. Каждый участник становиться на стул и называет одно свое положительное качество, и остается стоять на стуле несколько секунд. Остальные участники тренинга хлопают в ладоши.
Вопрос: Смущали ли Вас аплодисменты, или приятно было их слушать?
Упражнение: «Вверх по радуге»
(снятие тревожных ощущений)
Звучит спокойная мелодия.
Ведущий. Ребята, сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза представьте красивую, разноцветную радугу. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с воздухом вы взбираетесь вверх по радуге (задержите дыхание), а выдыхая – съезжаете по ней в низ (и все плохое, негативное выдыхаете, избавляетесь от него). И так несколько раз.
Вопрос: Что вы при этом испытывали?
Упражнение: «Прощание».
Участники тренинга делятся по парам и образуют два круга – внешний и внутренний. Внешний круг стоит на месте, внутренний круг двигается по часовой стрелке. Пары смотрят друг другу в глаза, если участники протянули руку вперед, они пожимают друг другу руки, если подняли вверх – обнимаются.

15