Конспект НОД в подготовительной к школе группе: «Знакомство с диким животным – волк».


Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Знакомство с диким животным – волк».
560
 
Цели:
1.Продолжать  знакомить детей  с диким животным - волком.
2.Расширять кругозор через чтение научной и познавательной литературы об изучаемом животном, воспитывать способность понимать смысловой подтекст  научно-познавательных рассказов.
3.Развивать умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развивать познавательный интерес  и «эвристическое» видение окружающей действительности.
4.Продолжать учить детей самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками формы речи-рассуждения.
Оборудование: Лупа, рюкзак, бинокль, блокнот с ручкой, кепка, книга «Теория следопыта»; картинки с правилами для юных натуралистов; картина с изображением жилищ диких животных, фигурка волчонка; следа волка и лисы, вырезанные по контуру, фигурка волка по контуру и части тела других животных (медведя, лисы, зайца), слайдовая презентация «Волк», шапочка волка.Музыкальное сопровождение: «В мире животных», пение птиц, спокойная, расслабляющая музыка.
Ход образовательной деятельности:
На столе лежат: лупа, бинокль, рюкзак, блокнот с ручкой, кепка, книга «Теория следопыта».Педагог:  Ребята, интересно, а что это за вещи такие? Как вы думаете, для чего нужна лупа?
- А для чего нужна кепка? (И т.д. каждый предмет.)
- А кому все эти вещи могут понадобиться? (Дети рассуждают, выдвигают различные версии, педагог обращает внимание на культуру речевого общение - умение выслушать товарища до конца.Педагог:  Сейчас я вам предлагаю стать путешественниками, но не просто путешественниками, а натуралистами. Вы знаете кто такие натуралисты?
Педагог: У всех натуралистов есть правила. Вот и у нас будут свои правила.
1. Наблюдай всё, что происходит в природе.
2. Все свои наблюдения записывай или зарисовывай.
3. Помогай всем, кто нуждается в твоей помощи.
4. Не знаешь – спроси, знаешь – не молчи.
(К каждому правилу вывешивается соответствующая картинка-иллюстрация)
Звучит «В мире животных». Дети и педагог надевают рюкзаки и кепки.
Педагог: Сегодня мы отправляемся на поиски волка, чтобы поближе познакомиться с ним. Кое-что мы о нём уже знаем, а многое ещё остаётся для нас загадкой.
Дети во главе с педагогом идут по залу, звучит пение птиц. На экране слайды с лесными пейзажами.
Педагог: Вы только посмотрите, какая красота! Как же в лесу хорошо!
Подходят к мольберту с картиной.
Педагог: Ребята, посмотрите, кажется у волчонка неприятности. Он заблудился и не знает где его дом. Давайте поможем волчонку и найдём его дом.
Педагог: Смог бы волчонок жить в гнезде? Почему?
- А может его дом дупло? Почему?
- А где же тогда живёт волчонок?
- Как называется его дом? (Логово).
Педагог: Логово волки устраивают  в укрытых, хорошо защищённых местах. Ими могут быть глубокие трещины в скалах, оврагах. Иногда они занимают норы других животных. Волки могут вырыть логово в корнях больших деревьев. Место выбирают около воды, т.к. волки очень много пьют. В логове волки выводят потомство, растят волчат.
Звучит музыка «В мире животных». Дети и педагог идут дальше. Доходят до поляны со следами лисы и волка.
Педагог: Посмотрите, как здесь много следов. Интересно, как найти волчий след? А вы знаете, что искать волчьи следы весьма увлекательное занятие. Жизнь волка открывается с самых удивительных сторон. Вот вы знаете, что волки хитры. Никогда не поймёшь сколько же волков здесь прошло. Бежит целая стая, а на земле след только одного волка остаётся, вот и попробуй догадаться, сколько их здесь пробежало.
Педагог: Как определить, какой из этих следов принадлежит волку? Для этого в рюкзаке у меня есть очень полезная книга «Теория следопыта». (Педагог зачитывает описание волчьего следа).
Педагог: Достаньте из рюкзаков лупы и рассмотрите эти следы. Ну, что? Нашли следы волка? А что вы ещё замечаете в этих следах? Правильно, зимой подушечки лап диких животных обрастают шерстью, она-то и отпечатывается на земле.
Педагог: Давайте присядем, достанем блокноты и карандаши и зарисуем волчий след, чтобы никогда не спутать его со следами других животных.
Звучит спокойная музыка.
Педагог: Интересно, а куда же приведут нас волчьи следы?
Подходим к мольберту, закрытому салфеткой.
Педагог: Ребята, а сейчас я вам расскажу одну историю.
«В лесу, в самой чаще чудовище поселилось страшное, раньше невиданное.
Воцарился в лесу страх, горюют звери, по домам спрятались. А чудище – вот оно! (снять салфетку). Страшным рыком рычит, диким криком кричит, воем воет, ужас нагоняет. Все звери со страху трясутся, из укрытий своих нос боятся показать. Никто не знает, как к чудовищу подступиться. Очень уж оно страшное и непонятное».
Педагог: А давайте подумаем, как можно избавить зверей от этой напасти? (Дети выдвигают предположения, а воспитатель записывает в блокнот)
Педагог: А каких животных оно вам напоминает? Части тела каких животных у него есть? Давайте вернём ему его прежний облик. (Дети меняют). Вот чудо! Чудовище преобразилось, стало красивым и всем знакомым.
Звучит вой волка.
Педагог: Ребята, это воет волк. Он предупреждает нас об опасности. Кажется, нам надо отсюда уходить! Давайте спрячемся и понаблюдаем за волком.
Научно-познавательный рассказ воспитателя об образе жизни волка в сопровождении слайдов.
Педагог: Вот такой волк жестокий, но в то же время интересный зверь.
Педагог: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
Подвижная игра «Волк – волчок».
Игроки идут к логову волка и говорят:
«Не тревожьте волчью стаю,
Волчья доля не простая.
Волки воют и рычат,
Стерегут своих волчат».
После этих слов волк ловит игроков. Кого волк поймает, тот должен ответить на вопрос:
1.Как называется жильё волка?
2.Зачем волки воют?
3.Почему говорят «Волка ноги кормят».
4.Почему волков называют «санитарами леса»? и др.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы всё знаете про волка. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Все свои впечатления и то, что вам запомнилось, вы нарисуете на своих листах.