Чистые вещества и смеси


Урок № 3. Чистые вещества и смеси.
Цели урока:
Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.
Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
Познакомить со способами разделения смесей.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:фронтальная, парная, групповая.
Оборудование:
Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г.Е.Рудзитис - М., Просвещение, 2014 г.
Реактивы
Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит, пипетка.Демонстрационный эксперимент:
Разделение смеси фильтрованием;
Хроматография;
Разделение смеси магнитом;
Разделение смеси веществ выпариванием.
Карточки с заданием для групповой работы.
Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:
Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.
Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):
Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.
Разделение смеси железа и серы:
Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.
Хроматография:
Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания- 6 мин.
Фронтальный опрос. Проверка письменного домашнего задания.
Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы. -20 мин.
1. Беседа
Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист : А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня?
2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.
Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?
Цели урока обсуждаются с учащимися.
Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.
3. Объяснение нового материала.
На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие "вещество" (это то из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение "смеси веществ".
Далее ребята дают определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов - азота, кислорода, аргона и др. .
Смеси
Однородные Неоднородные
Растворы сахара в воде, растворы солей, воздух, Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с водой
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).
Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.
Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми свойствами? (ребята предполагают, что нет). Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах). Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: "Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип дистиллированной водой?"
Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на температуру кипения.
Далее учитель предлагает дать определение "чистого вещества".
С помощью учителя формулируется определение "Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).
В тетрадях ребята записывают определение "чистое вещество" -
Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.
Ребята записывают в тетрадях выводы.
Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей "В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этого учитель проводит опыты:
Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)
Следующий этап урока - знакомство с основными способами разделения смесей.
Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения. Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание на правильность выполнения эксперимента
Закрепление
1. Групповая работа.
Каждая группа получила задание " Как разделить смесь :?"Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.
Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 - 21
Рефлексия.
Беседа:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что запомнилось?
Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?
Подведение итогов
Домашнее задание: параграф 4, тестовое задание после параграфа письменно.