План урока по теме : Чистые вещества и смеси

Место урока: Урок 8, по теме « Соединения химических элементов».
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по определению чистых веществ и смесей, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать воспитанию моральных качеств личности.

Задачи:
Организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических свойствах, о способах очистки смесей и ее применения;
Повторить материал о типах кристаллических решёток
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности, логическое мышление;
Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания

Средства обучения и материалы:
Учебник «Химия – 8» под редакцией О.С.Габриелян, 2011 г.
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Электронная презентация урока Power Point «Чистые вещества и смеси»;
План урока – опорный конпект

Химические реактивы: речной песок, соль, вода.
Проект урока рассчитан на 1 урок.
Ход урока : Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный этап
– Приветствую учащихся.
Отмечаю отсутствующих.
Организую внимание, объясняю, как работать с конспектом урока (приложение 1).
II. Мотивационно-целевой этап
– Сегодня нам нужно изучить признаки чистых веществ, которые помогут нам определить применение их в практической деятельности. Могут ли знания о кристаллических решётках нам помочь?
- Дети отвечают и выполняют задание, предложенное учителем.
Задание напечатано в плане – конспекте 1. Повторение изученного материала:

- Время, отведённое на повторение, истекло. Сверимся с ответами на доске. Оцените себя по шкале оценок. Поставьте своему соседу оценку. Кто доволен своими успехами? Кто не доволен успехами?
- Дети проверяют работы в парах (взаимопроверка) Ставят оценки. Поднимают руки.

На повестке урока(Слайд 1, слайд 2)
– Как вы уже догадались, сегодня мы будем изучать чистые вещества и смеси. Кто из вас был в подземной пещере? Я выдвигаю такую для размышления гипотезу – В Кунгурской ледяной пещере есть озёра, наполненные дистиллированной водой.
-Прочитывают, отвечают что не могут сразу принять эту гипотезу, как единственно верную, записывают тему урока в тетрадь.
– Как вы думаете, какова цель нашего урока?
1. узнать (Что?)
2. понять (Что?)
3. научиться (Чему?)

4. зачем это надо?
- Ответы учащихся.
III. Организационно-деятельный этап
- Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о признаках смесей и веществ. На пути познания вы обнаружите удивительные факты.
– Работа в парах по выполнению самостоятельной работы с текстом учебника.
- Читают план – конспект урока. Работают в тетрадях. (работают 15 минут)
- Работа закончена. Проверяем по слайдам ваши ответы (Слайды 4,5,6,7,8,9,10,11)
-Ответы детьми проговариваются, а затем сверяются с текстом слайдов:
1. Смеси по агрегатному состоянию бывают: газообразными (воздух, природный газ), жидкими (клеточный сок, сок, молоко), твёрдыми (стекло, гранит, мельхиор).
2. Однородные смеси- в них нельзя заметить отдельные частицы вещества.
Неоднородные смеси- в них можно заметить отдельные частицы вещества.
3. Состав смеси устанавливается с помощью химического анализа.
4. Важнейшей проблемой химии является очистка веществ. Для очистки веществ используют фильтрование смесей, фильтры бывают разные.(бумага, уголь, гравий и т.д.)
5. Вода просачивается через горизонты почвы, через песок под тяжестью своего веса. Вода очищается от разных примесей.
6. Опасна тем, что загрязняет окружающую почву Часто погибают растения, от переизбытка соли.
7. Особо чистые вещества это такие вещества, в которых примеси не превышают одной стотысячной или одной миллионной доли процента
8. Используют в разных областях экономики(фармацевтике, медицине, металлургии, криминалистике, археологии, искусствоведении и т.д.) Это помогает установить точный состав того или иного вещества.
- Оцениваем свою самостоятельную работу. Если 9 правильных ответов – «5»
8 - 6 правильных ответов – «4»
5 – 4 правильных ответов – «3».
- Дети оценивают работу друг друга. Выставляют оценки.
- Много ли на Земле чистых веществ?

- Ответы детей: Мало. Самое чистое вещество – дистиллированная вода и химически выделенные вещества.
- Ребята, сообщите мне, пожалуйста, Как мне получить чистую воду в походе, если близко нет водоёма.
- Дети сообщают, что нужно воду профильтровать через бинты или чистую ткань, вскипятить, добавить активированного угля.
- Проделываем этот план с набором (вода, песок, соль) Пробуем, вода солёная. Нужно опреснять. Что делать?
- Учащиеся говорят о выпаривании.
- Это очень трудоёмкий процесс. Не зря говорят в пословице «Не плюй в колодец.»
- Дети завершают пословицу и сообщают о том, что надо воду беречь. Это исчерпаемый природный ресурс.
- Можем мы сейчас ответить о правильности гипотезы?
- Говорят, что гипотеза ошибочна, в воде растворено много солей. Прозрачная вода не признак чистого вещества.
V. Домашнее задание
§23
Выполнить задание № 4, после § 23
VI. Подведение итогов урока
– А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке

Выполните 2 задания. Закрепление новых знаний:
- Проверяем а) дистиллированная вода
б) б г е и ж в з д а
- Оцениваем свою работу Всё правильно - «5»
1-2 ошибки - «4»
Больше 2 ошибок – О баллов; ИЗУЧАЙТЕ СНОВА!!!
- Подсчитайте общее количество баллов за работу на уроке:
Если вы набрали 21-23 балла – оценка «5»
Если вы набрали 17-20 баллов – оценка «4»
Если вы набрали 10-16 баллов - оценка «3»
Если вы набрали менее 10 – вам надо подтянуться!
- Ставят себе в тетради оценки и сдают тетради
Я благодарю вас за активную работу, за активный поиск ответов на поставленные вопросы. Желаю творческих успехов!
15