Занятие на тему: Профессиональное самоопределение и выбор профессии


Занятие на тему: «Профессиональное самоопределение и выбор профессии»Цели: 
Дидактическая: формировать умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; развивать умение исследовать, анализировать данные мониторинга рынка труда.
Коррекционная: коррекция и развития мыслительной деятельности, установление логических и причинно-следственных связей, планирующей функции мышления.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к различным профессиям, в том числе и низкой специализации;
Ход мероприятия:
Социальный педагог: Актуализация знаний, сообщение темы, целей занятия
Коррекционно-развивающее задание:  «Закончи пословицу»:
(педагог говорит часть пословицы о какой-либо профессии, дети продолжают фразу).
Социальный педагог: Все мы с вами понимаем важность дальнейшего профессионального обучения, но не все выпускники идут учиться дальше.
Как вы думаете, легко ли им будет устроиться на работу? (ответы детей). Почему?
Верно, сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна заинтересовать молодого человека, тогда она принесет ему радость.
Так что же такое профессия? (ответы детей)  А теперь давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, что означает слово профессия:
      «Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений».
Социальный педагог: В вашей жизни наступает момент, когда перед каждым из вас встает извечный вопрос: «Кем быть?»  Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая судьба. Выбирая профессию, надо четко представлять, чего ты от нее хочешь: необходимо ответить себе на следующие вопросы: каким должно быть содержание выбранной профессии, чтобы тебе было интересно работать? Какая заработная плата тебя устроит? Позволят ли твои индивидуальные возможности получить выбранную специальность и в дальнейшем работать по ней,  какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно осуществлять профессиональный путь. То есть выбор будущей профессии  должен быть осознанным и мотивированным.
Вопрос: Скажите, по каким специальностям и где вы можете получить   профессиональное образование? При выборе своей будущей профессии, что для вас будет являться главным мотивом выбора? (ответы детей)
Социальный педагог: При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Правило первое: Познай самого себя:
Здоровье. По статистике сегодня трудно найти абсолютно здорового человека, а у каждой специальности свои условия труда и требования к здоровью работника. Скажите, сможет ли человек, страдающий аллергией работать с красками? (ответы детей) Вот поэтому, выбирая будущую профессию важно знать особенности своего здоровья.
Интересы и склонности. Каждый человек является индивидуальностью, у него свои интересы и склонности. Кто-то из вас любит выращивать и ухаживать за растениями, кто-то шить и вязать, а некоторые ребята с увлечением работают на станках. Свои наклонности очень важно учитывать при выборе своего профессионального пути.
Способности, знания и умения. Выбираю свою будущую профессию необходимо задуматься, а хватит ли твоего багажа знаний для дальнейшего профессионального обучения по данной специальности. Но даже если ты мечтаешь быть врачом, а твои способности и уровень образования не позволяет выучиться на него, а желание оказывать помощь больным людям остается, можно идти работать в больницу санитаркой, ведь работа любой больницы и поликлиники не мыслима без людей данной специальности.
Правило второе: Узнай все о профессии:
Вид деятельности, цель и условия труда – каждая специальность подразумевает выполнение определенных действий, которые делаются с определенной целью и в определенных условиях. Это нужно четко знать и сопоставить со своими желаниями (например, дворник, строитель).
Пути получения профессии – где вы сможете получить профессиональное образование по выбранной специальности.
Медицинские противопоказания – каждая специальность предъявляет человеку свои медицинские требования, поэтому важно учитывать возможности своего здоровья при выборе профессиональной деятельности.
Требования профессии к личным качествам - каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни требуют от него силы и ловкости, другие – ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности, поэтому необходимо   четко знать какие требования профессия  предъявляет к личностным качествам.  
Актуальность выбранной профессии на рынке труда – если выбранная вами специальность в настоящее время не востребована на рынке труда, то вам будет трудно устроиться на работу и вы можете оказаться безработными.
Правило третье: Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.
  Если вы остановите свой выбор на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями образования, здоровья и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху. Что же нужно учитывать при выборе профессии? (ответы детей). Совершенно верно. Размер заработной платы и престижность профессии должны учитываться только после учета ваших индивидуальных способностей и интересов.
Коррекционно-развивающее задание:  «Третий лишний»
Социальный педагог: На уроках труда каждый из вас приобрел определенные навыки и умения, которые вы с успехом применяете на практике. Давайте вспомним, как много в школе сделано вашими руками, уют, который вы помогаете создавать в школе – плакаты, рисунки, поделки.
Коррекционно-развивающее задание:  «Распредели по типам профессии»
Социальный педагог: Каждая профессия предполагает работу в различных условия: люди работают под водой, под землей, на высоте, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года и почти в любую погоду. Работают, конечно, и за письменным столом.
По признаку условий труда можно выделить так же четыре группы профессий:
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, психическое развитие людей, за большие материальные ценности, например врач, психолог, бухгалтер.
Труд в необычных условиях труда (под землей, под водой, на высоте, в воздухе), например шахтер, водолаз, летчик.
Труд в обычных бытовых условиях, (секретарь).
Труд с пребыванием на открытом воздухе (строитель)
Коррекционно-развивающее задание:  «Распредели профессии по условиям труда»
Социальный педагог: Анализ современного рынка труда нашего района показывает, что наблюдается большая нехватка рабочей силы без высшего профессионального образования. Не востребованными остаются профессии, не требующие большой специальной подготовки.
Социальный педагог:  Бывают ситуации, что человек, придя на биржу труда, не может найти работу по своей специальности и ему предлагают, как говорится «на ходу перестраиваться» и выбирать работу из предложенных вакансий.
Словарная работа:  «Вакансия» - наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник.    
Коррекционно-развивающее задание: «Найди работу» 
Вопрос: На что важно обращать внимание при устройстве на работу? (подвести к социальному пакету)   
Социальный педагог: Что такое социальный пакет? Социальный пакет -  это обеспечение социальных гарантий работнику в соответствии с Трудовым кодексом РФ: оплата больничных листов; своевременные выплаты заработной платы; ежегодный оплачиваемый отпуск; страхования от несчастных случаев на производстве; предоставление выходных дней; нормированный рабочий день и др.
Социальный педагог:  Мы с вами вспомнили, что такое социальный пакет, и на что надо обращать внимание при устройстве на работу. А сейчас давайте попытаемся выяснить, что необходимо иметь человеку при устройстве на  работу, чтобы он был конкурентоспособен.
1. Что необходимо иметь при поступлении на работу? (ответы детей, где получают документы, их назначение)  
2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы  работодатель был в нем заинтересован? (ответы детей)
Социальный педагог: А теперь, я предлагаю вам поиграть в профориентационные игры.
1. Игра «Самая - самая». 
Давайте мы с вами сейчас поиграем в такую игру. Игра называется «Самая-самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, кулинар и т.п.).
 Характеристики:
 - самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.);
 - самая волосатая профессия (парикмахер);
 - самая детская профессия (детский врач - педиатр);
 - самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
 - самая серьезная профессия (программист, военный и др.).
 - самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
 - самая общительная профессия (учитель, диктор и др.).
В процессе игры можно использовать мяч.
2. Игра «Предметы для разных профессий». 
Педагог упоминает предметы, связанные с разными профессиями (ручка, указка, половник, калькулятор и др.) Называя предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.
3. Игра «Профессия на букву».
 Цель упражнения - расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Сейчас я назову букву. Кто знает, назовите профессию на данную букву? (Можно буквы написать на доске. Букв не должно быть более 5-6, дети могут устать, им будет не интересно. Начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о). Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий проситпояснить, о чем идет речь или корректирует сам представления учеников о тех или иных профессиях. Совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность.
Подведение итогов занятия:  Выводы.  Рефлексия.